Говоря о каждом отдельном дефекте (слепоте, глухоте и депривации), а также о воздействии внешней среды, можно предположить, что особенности, которые присущи данным людям и не встречаются у сопоставимой (по возрасту, национальному и социальному происхождению и т.д.) популяции, непременно отражают влияние такого дефицита восприятия. С другой стороны, индивидуальные различия у испытуемых, имеющих одни и те же дефекты, несомненно, можно приписать факторам, которые касаются только конкретного индпвида.

СЛУЧАЙ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Столкнувшись с определенным случаем, я пришел к мысли, что подобного рода «натурные эксперименты» следует использовать при изучении фаз раннего развития. Следующее резюме основано на подробном описании случая, сделанном Фрайберг и мною (Fraiberg, Freedman 1964).

Пациенту было семь лет, когда мы впервые его увидели. Его родила 35-летняя мать на восьмом месяце беременности, и он один сумел выжить из пары близнецов. Беременность не планировалась и была нежелательной. Родители, которые имели двух здоровых дочерей в возрасте десяти лет, рассматривали свою семью как полную. Мать была настолько выбита из колеи фактом беременности, что у нее возникли пси-хозоподобные реакции. Вследствие преждевременных родов пациент на несколько недель был помещен в инкубатор.

Первые месяцы пребывания дома он характеризовался как «послушный» ребенок — он редко плакал и, к радости матери, казалось, спокойно оставался наедине с собой. И, как обычно бывает в случае врожденной слепоты, только между шестым и восьмым месяцами выяснилось, что его «послушность» была обусловлена полной слепотой — в данном случае как следствие ретролентальной фиброплазии

Когда матери стал известен диагноз, она активно занялась лечением ребенка. Она не только прочла все, что сумела достать, о врожденной слепоте, но и основала организацию для родителей детей с аналогичными дефектами. Кроме того, она организовала детский сад для слепых дошкольников и использовала все свое влияние, чтобы в местной школе была введена программа для слепых. Она также вложила большую сумму денег для поддержки этого и аналогичных проектов. Таким образом, она настолько энергично стала заниматься проблемами слепых от рождения детей, что уклонилась от каких-либо отношений с собственным мальчиком, причем ни она сама, ни кто-либо из ее окружения этого не замечали. Им занимались няни, которые так быстро сменяли друг друга, что мать не могла запомнить даже их имена.

То, что Питер — как мы его здесь назовем — не мог нормально развиваться, сначала объяснялось отсутствием зрения. Однако тот факт, что многие слепые дети, с которыми он посещал детский сад, хорошо развивались, послужил поводом к дальнейшим исследованиям и, наконец, консультации у меня.

Развитие способности сидеть, стоять и ходить в значительной степени было задержано. Примерно с пятого месяца он стал совершать разного рода повторяющиеся движения. Первое, которое было отмечено, состояло в том, что он подносил руки к лицу и протирал ими глаза. Эти два действия настолько широко распространены у людей с врожденной слепотой, что их назвали «блиндизмами» (Hindisms). Позднее, когда он научился сидеть, то ритмично раскачивался из стороны в сторону, а когда научился опираться на руки и колени, то буквально часами раскачивался взад и вперед. Стереотипные движения сохранялись на протяжении всего периода наблюдения, До одиннадцати лет, когда мы последний раз его видели, он не мог контролировать ни мочеиспускание, ни дефекацию.

К моменту первого исследования спонтанная речь ограничивалась парой повторяющихся фраз, не имевших никакого смысла. Кроме того, он стереотипно повторял: «Питер не плохой мальчик». И даже спустя четыре года он все еще не был способен использовать речь как средство общения. Правда, уже во время первого визита мать сообщила, что он умеет хорошо петь. Кроме того, он четко произносил слова из песни, а иногда правильно повторял фразы по-английски и на других языках. Следующее наблюдение, сделанное мною с миссис Фрайберг, передает суть клинической картины, которая была для него характерна примерно год спустя после проведенного мною исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...