Возрастающая способность формирования понятий и использования речи, вовсе не стесняющая развития ребенка, проявилась у трехлетнего мальчика, которого мне довелось наблюдать. Когда ему сказали, что родители хотят завести еще одного ребенка, он рассердился и заявил, что нет никаких причин его выбрасывать, потому что он не сломан. Его беспокойство можно объяснить повторяющимся опытом, что старые и сломанные игрушки заменяют новыми.

Наконец, Сельма Фрайберг (Fraiberg 1951) исследовала ряд осложнений, возникающих, когда ребенку пытаются дать информацию, для переработки которой он еще недостаточно зрел. Ее результаты показывают, что возникающие при этом проблемы можно свести по меньшей мере к двум причинам. Очевидна потребность ребенка придерживаться теорий, которые соответствуют степени его либидинозного развития

(см. Freud 1937). Однако некоторые нарушения нельзя объяснить исключительно на либидинозной основе. Так, например, Фрайберг описывает очень тревожного шестилетнего ребенка. Этот мальчик был очень возбужден, полагая, что отец должен вскрыть его пенис, чтобы выпустить сперму. Он пояснил, что это необходимо, поскольку «он» (то есть спермий, о котором он говорил всегда в единственном числе) «такой большой, как камушек». Миссис Фрайберг в конечном счете узнала, что родители маленького мальчика, желая его просветить, снабдили его книгой о сексуальности и размножении. Среди иллюстраций было увеличенное изображение отдельного спермия. И то, что было изображено, ребенок понял «большой, как камушек».

ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Не так давно Малер (Mahler 1971 ) рассмотрела спектр установок, которые встречаются у психоаналитиков в отношении исследований, основанных на наблюдениях над развивающимися детьми. Для многих доверие к убедительным вербальным и реконструируемым доказательствам таково, что они исключают данные, полученные каким-либо другим способом. Она замечает. «Некоторые из нас, похоже, не предоставляют права довербальному материалу служить основой даже для самых осторожных и всего лишь предварительных расширений наших главных гипотез, разве что если этот [довербальный материал] можно подкрепить реконструкцией, то есть с помощью клинического и, само собой разумеется, вербального материала». Кляй-нианская школа, — указывает она, — по-видимому, склоняется к другой крайности. Гипотеза М. Кляйн, что символические процессы действуют чуть ли не с момента рождения, и ее интерпретации комплексных эдиповых фантазий у детей в возрасте нескольких месяцев основаны, по существу, на неподтвержденных выводах. Ввиду того, что самые ранние воспоминания анализанда уже облечены в речь и тем самым происходит по меньшей мере частичная дифференциация между наблюдателем (рассказчиком) и описываемыми им событиями, кляйнианские психоаналитики, по-видимому, относят эту дифференциацию к более раннему сроку. Объясняя сложные психические функции, они предполагают, что те существуют уже a priori.

Одним из наиболее ценных результатов вновь пробуждающегося интереса к непосредственным наблюдениям над детьми является надежда на то, что с их помощью удастся устранить брешь между обеими группами психоаналитиков. С одной стороны, кляйнианцы, несомненно, получили подтверждение своих энергично отстаиваемых идей о первостепенной важности жизненных событий для последующего развития новорожденного. С другой стороны, объяснение процессов, благодаря которым происходит дифференциация Самости и объектов, организуются влечения и формируются психические структуры, позволяет распространить скорее конвенциональный, «фрейдианский» подход на довербальную эпоху. Отныне существует возможность в понятиях, которые согласуются с общей метапсихологией фрейдовского анализа, объяснить феномены, на которые так настойчиво обращали внимание Мелани Кляйн и ее сторонники.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...