Когда я впервые увидел Питера — на лужайке перед домом, — он цеплялся за няню. Он был необычайно худой и бледный, с отсутствующим выражением лица. Его руки, казалось, болтаются, как у тряпичной куклы. Он ступал неуверенно, и няня не раз брала его за руку и переносила от одного места к другому.

Он не обращал на меня или мой голос никакого внимания, а просто сидел или лежал на столике для пикника и отрешенно сосал резиновую игрушку. Иногда он делал несущественные (часто непонятные) замечания. Однажды он запел, точно воспроизведя мелодию: «Pussy cat, Pussy cat, where have you been?»

Наконец он подошел ко мне и ощупал пальцами. Затем, ничуть не меняя выражения лица, он начал вбуравливаться ногтями пальцев в мою руку. В дальнейшем было почти невозможно удержать Питера, чтобы он не вонзал в меня ногти или не щипал меня. Тем не менее я не могу назвать его поведение садистским.

Он словно не знал, что то, что он делал, причиняло мне боль, и мне было ясно, что на примитивном уровне, на котором находился Питер, он просто не мог ориентироваться на чувства других людей.

Я наблюдал, что если Питер терял предмет, который только что сосал, то он никак не реагировал на потерю и не искал этого предмета, что подтверждалось несколько раз во время данного и других сеансов. Казалось, ребенок не имел никакого представления о том, что предметы существовали вне его непосредственного восприятия.

Если его мать находилась с нами, я наблюдал, что его реакции на нее ничуть не отличались от реакций на меня, няню или собаку. Никогда, даже спустя несколько недель после того, как я начал с ним работать, он не задавал прямого вопроса; он выражал потребность жестами либо словами или отвечал на заданный ему вопрос. Мать рассказала мне, что до недавнего времени он называл ее не «мама», а «ту-ху». Она объяснила, что это слово взялось из приветствия, которым она пользовалась, когда входила в дом.

Питер всегда говорил о себе в третьем лице. Он не использовал слово «я», чтобы указать на себя, хотя иногда это механическим образом включалось в его вербальное выражение так, словно он получил урок, как пользоваться словами «я» и «ты». Не было ни одной игрушки, к которой бы Питер проявлял какое-либо отношение. Если он выказывал временный интерес к предметам, то засовывал их в рот, сосал и обжевывал. Хватательная способность была слабо развита; его пальцы всегда были растопырены, Единственные хорошо скоординированные движения, которые можно было наблюдать, он совершал, когда хотел засунуть в рот предмет.

Мать Питера сообщила; единственное, что он мог хорошо делать, — это есть, что подтвердилось и при непосредственном наблюдении. Тем не менее он предпочитал мягкие продукты, испытывал большие сложности при жевании и чаще всего выплевывал прожеванное.

В вербальных пробах, которые я провел позднее, наиболее типичным были эхо-лалия и бормочущее повторение стереотипных фраз.

Несмотря на эти формы поведения и уже установленную гипотонию, результаты неврологического исследования в то время были в пределах нормы. Две электро-энцефалогра/лмы — одна в трехлетнем возрасте, другая в семь лет — не выявили никакой патологии, помимо судорожных потенциалов в затылочной области. Согласно Гиббсу (Gibbs 1955), такой результат исследования типичен для слепорожденных. Левинсон с коллегами (Levinson 1951) пришли к аналогичным выводам при изучении различных врожденных нарушений зрения. Келлевэй и Смит (Kellaway, Smith 1964) также установили, что у слепых детей часто встречаются изменения ЭЭГ в затылочной области, которые, по-видимому, объясняются недостатком стимуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...