Когда я впервые увидел Питера — на лужайке перед домом, — он цеплялся за няню. Он был необычайно худой и бледный, с отсутствующим выражением лица. Его руки, казалось, болтаются, как у тряпичной куклы. Он ступал неуверенно, и няня не раз брала его за руку и переносила от одного места к другому.

Он не обращал на меня или мой голос никакого внимания, а просто сидел или лежал на столике для пикника и отрешенно сосал резиновую игрушку. Иногда он делал несущественные (часто непонятные) замечания. Однажды он запел, точно воспроизведя мелодию: «Pussy cat, Pussy cat, where have you been?»

Наконец он подошел ко мне и ощупал пальцами. Затем, ничуть не меняя выражения лица, он начал вбуравливаться ногтями пальцев в мою руку. В дальнейшем было почти невозможно удержать Питера, чтобы он не вонзал в меня ногти или не щипал меня. Тем не менее я не могу назвать его поведение садистским.

Он словно не знал, что то, что он делал, причиняло мне боль, и мне было ясно, что на примитивном уровне, на котором находился Питер, он просто не мог ориентироваться на чувства других людей.

Я наблюдал, что если Питер терял предмет, который только что сосал, то он никак не реагировал на потерю и не искал этого предмета, что подтверждалось несколько раз во время данного и других сеансов. Казалось, ребенок не имел никакого представления о том, что предметы существовали вне его непосредственного восприятия.

Если его мать находилась с нами, я наблюдал, что его реакции на нее ничуть не отличались от реакций на меня, няню или собаку. Никогда, даже спустя несколько недель после того, как я начал с ним работать, он не задавал прямого вопроса; он выражал потребность жестами либо словами или отвечал на заданный ему вопрос. Мать рассказала мне, что до недавнего времени он называл ее не «мама», а «ту-ху». Она объяснила, что это слово взялось из приветствия, которым она пользовалась, когда входила в дом.

Питер всегда говорил о себе в третьем лице. Он не использовал слово «я», чтобы указать на себя, хотя иногда это механическим образом включалось в его вербальное выражение так, словно он получил урок, как пользоваться словами «я» и «ты». Не было ни одной игрушки, к которой бы Питер проявлял какое-либо отношение. Если он выказывал временный интерес к предметам, то засовывал их в рот, сосал и обжевывал. Хватательная способность была слабо развита; его пальцы всегда были растопырены, Единственные хорошо скоординированные движения, которые можно было наблюдать, он совершал, когда хотел засунуть в рот предмет.

Мать Питера сообщила; единственное, что он мог хорошо делать, — это есть, что подтвердилось и при непосредственном наблюдении. Тем не менее он предпочитал мягкие продукты, испытывал большие сложности при жевании и чаще всего выплевывал прожеванное.

В вербальных пробах, которые я провел позднее, наиболее типичным были эхо-лалия и бормочущее повторение стереотипных фраз.

Несмотря на эти формы поведения и уже установленную гипотонию, результаты неврологического исследования в то время были в пределах нормы. Две электро-энцефалогра/лмы — одна в трехлетнем возрасте, другая в семь лет — не выявили никакой патологии, помимо судорожных потенциалов в затылочной области. Согласно Гиббсу (Gibbs 1955), такой результат исследования типичен для слепорожденных. Левинсон с коллегами (Levinson 1951) пришли к аналогичным выводам при изучении различных врожденных нарушений зрения. Келлевэй и Смит (Kellaway, Smith 1964) также установили, что у слепых детей часто встречаются изменения ЭЭГ в затылочной области, которые, по-видимому, объясняются недостатком стимуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...