Примерно в то же время, когда я наблюдал этого ребенка, Кеелер (Keeler 1958) описал группу детей с аналогичными нарушениями. Нетрудно было бы доказать, что любой из его протоколов можно было заменить моими записями о Питере, и при этом никакая важная информация не пропала бы, а описанная мной клиническая картина не исказилась. Исследования Норриса и др. (Norris et al. 1958) в Чикаго, а также исследования, проведенные мной и миссис Фрайберг на основе сведений Нью-Орлеанского общества изучения слепых дошкольников, доказывают, что данное описание относится по меньшей мере к 25 % слепорожденных.

КОНГЕНИТАЛЬНАЯ И ПЕРИНАТАЛЬНАЯ УТРАТА ОРГАНА ЧУВСТВ КАК «ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИРОДЫ»

Неоднократно делавшийся вывод о том, что у большого числа слепорожденных детей развивается синдром, напоминающий детский аутизм, можно привлечь для подтверждения различных теорий этиологии этого достаточно редкого состояния. Как я уже отмечал, существует возможность рассматривать утрату органа чувств как «эксперимент природы», что и привело к появлению подобных исследований. Исключение имеющихся паттернов стимуляции позволяет сделать акцент на аспектах взаимодействия между организмом с его врожденными способностями и средой, которые в противном случае остаются скрытыми. Выражаясь иначе, нарушение восприятия по его воздействию можно представить как генный фактор с ограниченным диапазоном действия. Помимо установленных и неизменных его эффектов, имеются и другие воздействия, различающиеся у разных людей и выступающие как функция условий, в которых протекает развитие. Например, ни один слепой от рождения человек не способен понять, что мы имеем в виду под цветом. Но сможет ли такой человек развить дифференцированное представление о себе, сможет ли он радоваться музыке или математике, будет зависеть от того, какие пригодные альтернативы предоставит ему окружение. Хотя факт врожденной слепоты во сто крат повышает вероятность того, что разовьются аутистические черты, возникновение аутизма, однако, не является неизбежным.

src=Эскалона (Escalona 1965) понимает это воззрение более широко. Она отмечает, что в большинстве исследований поведение и личность рассматриваются как непосредственный результат взаимодействия между организмом и внешней средой (см. рис. 1 А). Эта модель, полагает она, орадает недооценкой того, что организм никогда не пребывает в одном и том же состоянии (см. рис. 1 Б). Созревание нервной системы, влияние предыдущего опыта и непрерывно протекающие процессы пищеварения постоянно изменяют органическую структуру психической конституции. Всем этим влияниям она дала название «организмическое состояние» (organismic state)

(см. рис 1 Б). Организмическое состояние всегда находится во взаимодействии с влияниями, которые исходят от внешней среды; в результате возникает промежуточная переменная, которую она называет «отображением конкретного опыта». Этим отображением конкретного опыта объясняется то, что развивающийся индивид оказывается способным к адаптации. Адаптация в свою очередь приводит к появлению того, что понимается нами как личность или поведение, или — выражаясь более широко — к возникновению нового организмического состояния: В эту модель можно было бы ввести петлю обратной связи, чтобы указывать на то, что любое новое организмическое состояние включает в себя личность и поведение в данный момент (см рис. 1 В). Промежуточная переменная Эскалоны позволяет рассмотреть различные случаи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...