1. Если поведение и личность не являются непосредственным результатом взаимодействия между организмическим состоянием и данными изменениями среды, существует возможность того, что различные комбинации организмических состояний и влияний внешней среды будут оказывать аналогичные воздействия на личность и поведение. Эскалона иллюстрирует это при рассмотрении проблемы возникновения аутизма. Поскольку Кэннер (Kanner 1943) выделил для описанного им синдрома [ специфический тип родителей и особые отношения между родителями и ребенком, здесь необходимо исследовать, в частности, такие случаи, когда дети демонстрируют совершенно одинаковую клиническую картину, но имеют родителей, полностью отличающихся от тех, что были описаны Кэннером. Такой прием не составляет проблемы, если исходить из того, что соответствующие друг другу конкретные паттер-ны переживания могут возникать из разнообразных комбинаций организмических состояний и ситуативных влияний. В результате распространенность аутистических 1 состояний у слепорожденных становится понятной, если учесть, что организмическое состояние конгенитальной слепоты повышает вероятность возникновения у ребенка переживаний, которые ведут к появлению аутистических синдромов. Если это так, то можно исходить из того, что соответствующие факторы внешней среды й могут компенсировать организмический фактор и тем самым обеспечивать нормаль-ное в целом развитие. Многие слепорожденные в процессе развития действительно : становятся психически здоровыми людьми.

2. Модель подразумевает, что окрркение, на которое реагирует развивающийся индивид, изменяется, причем в соответствии с состоянием развития и зрелости нервной системы. Как было доказано, одни и те же стимулы (по их физическим свойствам) воспринимаются младенцем, маленьким ребенком и подростком по-разному.

3. Модель Эскалоны, не преуменьшая значения врожденных способностей орга- I низма и роли внешней среды, обращает внимание на взаимодействие между ними. Этим взаимодействием в конечном счете определяется то, что будет интроецирова- | но организмом. Таким образом, результат этой интеракции становится частью ин- 1 дивида и, соответственно, также частью тех компонентов организма, которые вновь i вступают во взаимоотношения со средой и определяют, какие элементы будут ne-1 реработаны в ходе этого постоянного взаимодействия.

Как показывает клинический и анатомический материал, центр тяжести способ-1 ностей у развивающегося индивида постоянно и закономерно смещается на воспри-1 ятие и переработку различных видов чувственных впечатлений. Хотя кривая на рис 2 I не имеет точного подтверждения, разнообразные данные свидетельствуют в пользу 1 предположения, что представленная здесь последовательность характеризует нор- I мальное развитие. Я хочу подчеркнуть, что кривые демонстрируют относительное :{ значение величин в определенный момент времени в раннем развитии.

Несмотря на то, что у нормально развивающегося младенца уже вскоре после | рождения глаз и ухо являются вполне дееспособными для передачи раздражителей, 1 новорожденный, по-видимому, не может использовать свое зрение и слух для того, I

чтобы отделить себя от окружения. В период от первых трех до шести месяцев он ограничен здесь созвучием неспецифических констелляций раздражителей, которые Шпиц (Spitz 1945) назвал коэнестетическими.

Под этим термином понимаются относительно диффузные, в лучшем случае едва локализуемые эмоциональные качества, связанные с равновесием, напряжением (мышц и др.), положением тела, температурой, вибрацией, кожным и телесным контактом, ритмом, темпом, протяженностью, резонансом и звуком. Постоянный дефицит коэнестетических стимулов может привести к тяжелым аффективным и когнитивным (затрагивающим развитие Я) нарушениям (Freedman, Brown 1968, Offord et al. 1969).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...