Как правило, способность координировать глаз и руку и удерживать предметы под зрительным контролем формируется примерно в пятимесячном возрасте (Gesell, Araiatruda 1941; Piaget 1923). В последующие месяцы зрение становится важнейшим инструментом, с помощью которого ребенок постигает окружающий его мир. Некоторые отклонения, которые я выявил при формировании координации между глазом и рукой, а также функции хватания, помогут проиллюстрировать, сколь сложна и разумна взаимосвязь между появлением новых способностей (как результат дальнейшего созревания нервной системы), модифицирующим влиянием накопленного ранее опыта и изменениями в среде, которым постоянно подвержен развивающийся ребенок.

а) Слепой от рождения ребенок, обладающий некоторой способностью разли-чать свет и темноту, не пытается в пять месяцев хватать предметы. Однако он начи-нает демонстрировать координацию между рукой и глазом, совершая «блиндизмы»,например, как я уже описывал, двигая взад и вперед руками перед глазами (Freedman,Fox-Kolenda, Brown 1970).

б) Анофтальмический ребенок, который в остальном хорошо развивался, никог-да не совершал подобных «блиндизмов», но и он в возрасте пяти месяцев не пред-принимал попыток хватать предметы.

в) У физически здорового ребенка, которым полностью пренебрегала мать,так и не развилась координация руки и глаза. До самой смерти от воспаления лег-ких в возрасте 23 месяцев он пытался добраться до предметов, вытягивая губы и шею.При микроскопическом исследовании мозга, проведенном после его смерти, ника-кого анатомического объяснения этому и другим признакам выраженной ретарда-ции получено не было (Perry, Freedman 1973).

г) Следующее наблюдение служит еще одним доказательством того, что процес-сы созревания нервной системы у слепых детей, у которых в пятимесячном возрас-те отмечаются «блиндизмы», могут протекать нормально. Считается установленным,что слепые от рождения дети, точно так же, как и дети с сохранным зрением, могутотвечать на голосовые стимулы улыбкой, далее если им всего несколько недель от роду(Fraiberg, Freedman 1964, Fraiberg 1974). Б отличие от ребенка с сохранным зрени-ем, реакция которого постепенно становится генерализованной (Wolff 1963), реак-ции слепого ребенка весьма избирательны. Я, например, наблюдал десятинедельно-го слепорожденного ребенка, который реагировал только на голос матери. Ввиду того,что наличие столь точно различающего слуха можно констатировать уже в таком ран-нем возрасте, удивительно, что слепые дети до десятимесячного возраста никогдане хватают предметы, которые издают знакомые звуки. Поскольку сам по себе фактслепоты не казался мне достаточным, чтобы объяснить это расхождение, я провелс нормально развивавшимися детьми звуковые пробы. Я констатировал (Freedmanet al. 1969) — и, как оказалось, это уже было открыто Дарвином (Darwin 1877) и Пи-аже (Piaget 1923), — что дети с нормальным зрением начинали использовать звуко-вые образцы в когнитивных целях не раньше чем в десять месяцев. Для младенца зву-ковой раздражитель имеет, по-видимому, аффективное, но не когнитивное значение,Если у ребенка зрение не нарушено, то, несмотря на его способность различать зна-комые голоса, он будет направлять голову в направлении источника звука. Если за-тем он видит интересный объект, то сопровождает его глазами. Если такого предме-та нет, то он тут же утрачивает интерес к шуму.

д) Сделанный из приведенных наблюдений вывод о том, что формирование спо-собности отвечать на акустические стимулы представляет собой двухступенчатыйпроцесс, согласуется с результатами исследования Яковлева и Ле Кура (Yakovlev,LeCour 1967) последовательности процесса миелинизации развивающегося мозга.Эти авторы сообщают, что области ствола головного мозга, тесно связанные со ста-тоакустическими механизмами, к моменту рождения полностью обогащены миели-ном. Проекции на кору головного мозга, которые происходят из слуховой зоны, на-чинают получать миелин лишь после рождения, и этот процесс завершается толькомежду вторым и третьим годами жизни. С этой точки зрения весьма интересно,что диагноз глухоты при предполагаемом врожденном отсутствии слуха лишь в ред-ких случаях можно поставить детям, которым еще не исполнилось двух лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...