ПРИНЦИПЫ ЭПИГЕНЕЗА В АСПЕКТЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Описание Абрахама (Abraham 1924) шести ступеней развития либидо и шести соответствующих фаз объектной любви предшествовало многим работам о том, как следует применять принципы эпигенеза (то есть развития через новообразования) к психическому развитию. Рене Шпиц, который исходит из того, что «социальная» улыбка формируется примерно в три месяца, а страх посторонних людей — примерно в восемь, подразделяет оральную фазу на три ступени. Описание Маргарет Малер (Mahler 196S) первых трех лет жизни в виде последовательности симбиоза, сепарации/индивидуации и фазы нового сближения (см. статью Й. Шторка в этом томе) и вывод Эриксона (Erikson 1956) на основе психосоциальных критериев (см. статью Э. К. Адамса в т. III) о наличии восьми фаз в развитии человека, представляют собой расширение этого принципа исследователями-психоаналитиками, в последовательности этапов и периодов, которая описывается Пиаже, и в идее Мак-гроу (McGraw 1945), что последовательность формирования различных моторных способностей подчиняется определенным правилам и ее можно предсказать, осуществляется этот же самый принцип. В ка>кдом случае сущность лежащей в основе структуры или функции понимается, с одной стороны, как результат генетически обусловленных процессов, с другой стороны, как результат влияния внешней среды, в которой они проявляются.

Поскольку психические функции в процессе развития изменяются в предопределенной последовательности, мы можем понимать развитие коэнестетических ощущений, то есть дифференцирующего зрения и слуха — «ведущей модальности органов чувств», как последовательность точек вдоль эпигенетической линии. Так как каждая из этих функций появляется во временной связи с определенными фазами других последовательностей развития, выпадение определенной функции можно использовать для того, чтобы отделить аспекты специфического для фаз поведения, которое коренится в генетически обусловленной предрасположенности индивида, от аспектов, отражающих влияние внешгей среды, Описанные выше аномальные реакции слепорожденных в сфере обусловленных созреванием навыков хватания и координации между глазом и рукой вносят здесь необходимую ясность. Тем самым кон-генитальная и перинатальная утрата органов чувств предоставляет возможность исследовать множество процессов, связанных с процессами интернализации, дифференциации себя и объекта, возникновением психических структур, а также развитием аффективных и когнитивных способностей.

В сфере формирующихся психических функций трудно провести различие между теми функциями, которые отражают конституциональную предрасположенность индивида, и теми, где главными факторами являются предыдущий опыт и актуальные переживания. Тем не менее можно исходить из того, что гипотеза, согласно которой инстинкты, влечения, а также такие сложные образования, как Я и Сверх-Я, существуют a priori в виде задатков, достаточно обоснована. В качестве примера здесь можно привести гипотезу Мелани Кляйн о том, что и новорожденный, и маленький ребенок способны воспринимать родителей как независимо существующие объекты и вести насыщенную, дифференцированную, направленную на этих родителей жизнь в фантазии. В этой связи следует указать на исследование Феликса Дойча (Deutsch 1940) чувства реальности у конгенитальных слепых, в котором он занимался теми же проблемами. Дойч рассматривал феномен врожденной слепоты как относящийся к «центральной теме утраты органа» и разработал на этой основе представление о том, что рождение слепым представляет собой травматическое событие и что это событие сопоставимо с тем, что испытывает человек, потеряв в дальнейшем один из своих органов. Я считаю это сравнение неверным. Индивид, который рождается с физическим недостатком или дефектом органов чувств, ничего — как и ребенок, страдающий от дефицита материнской заботы, — не потерял. Психическое воздействие такого нарушения надо рассматривать в отношении той роли, которую недостающая часть тела или недостающая фушсция играет в норме в развитии психической структуры. Поэтому ситуацию нельзя сравнивать с ситуацией человека, перенесшего ампутацию, у которого уже накоплен опыт, связанный с утраченным органом, то есть с ситуацией человека, психическая структура которого, гключая его представление о себе, объектные отношения и восприятие мира, развивалась при наличии дееспособного органа. Для таких людей утрата органа действительно является травмой, тогда как врожденный дефект представляет собой недостаток, с которым он должен справиться. Поэтому неудивительно, что психические проблемы, которые испытывают люди с конгениталъ-ной и перинатальной утратой органов чувств, имеют мало сходства с нарушениями, возникающими в последующей жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...