КОМПЛЕКСНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ И СРЕДОЙ

Описание возможных нарушений поможет нам продемонстрировать сложность взаимодействия между развивающимся организмом и средой. Губительное порой воздействие подобных переживаний деприпации было известно немецкой нации еще со времен регентства Фридриха II, императора Священной Римской империи. Его летописец сообщал о Фридрихе, что тот решил выяснить, на каком языке стали бы говорить дети, если бы они росли, ни с кем до этого не разговаривая. Поэтому, желая узнать, будут ли они говорить по-еврейски или, быть может, на каком-нибудь древнем языке, будь то греческий, латынь или арабский, или на языке своих законных родителей, он приказал няням кормить, купать и мыть детей, но ни коим образом с ними не общаться и не разговаривать. Однако он зря старался, потому что все дети умерли. Ибо они не могли жить без поглаживаний и без ласковых лиц и слов своих нянек. А потому песни, которые поет женщина, покачивая колыбель, чтобы убаюкать ребенка, и называются колыбельными; без них ребенок плохо засыпает и не может успокоиться, — говорится дальше.

По сведениям, собранным Шпицем (Spitz 1945), до 1900 года в американских и немецких детских домах уровень смертности детей на первом году жизни составлял около 90%. Между тем этот уровень постоянно снижался, возможно, во многом благодаря лучшему питанию и гигиене, а также проведению иммунизирующих мероприятий и применению антибиотиков,

В середине 40-х годов в детских домах выживало уже 90% младенцев. Однако с возрастанием их жизненных ожиданий сформировался новый симптомокомплекс Шпиц, которого смело можно считать пионером в этой области, дал ему название «синдром госпитализма», поскольку впервые он с нчм столкнулся в детских домах, в которых за детьми ухаживал совершенно неукомплектованный, а потому не справлявшийся с нагрузками персонал. Чтобы наилучшим образом исполнить порученное задание, персонал детских домов фактически воспроизвел условия эксперимента Фридриха II. Ситуация в этих домах была превосходной с точки зрения гигиены и питания («он приказал няням кормить, купать и мыть детей»), но они получали от окружения лишь минимум стимулирующих раздражителей («но ни коим образом с ними не общаться и не разговаривать»). После 1945 года, когда Шпиц описал данный синдром, он был подтвержден во многих других ситуациях, например, у детей, о которых не заботились матери, и — как описано выше — у конгенитально слепых детей (а также у заключенных и надолго госпитализированных душевнобольных).

Клиническая картина является единой и достаточно определенной. И по моим данным (Freedman 1969), и поданным Паттонаи Гарднера (Patron, Gardner 1962), ребенок плохо развит в физическом отношении, по весу и росту входит лишь в три перцен-тиля своей возрастной нормы. Уже описанная задержка в формировании координации между рукой и глазом является лишь следствием серьезной ретардации в поведении, а также в психической сфере. Ребенок плохо воспринимает свое окружение и не проявляет к нему интереса. Он и не отвергает обращения со стороны воспитателя и не реагирует на него, а, скорее, кажется апатичным и безучастным к тому, что с ним происходит. Он начинает ползать, стоять, ходить и говорить гораздо позже, чем дети из его возрастной группы. В дальнейшем, когда формируются генетически обусловленные способности, они проявляются нетипичным, порой причудливым образом. Характерны раскачивание и другие виды повторяющихся ритмичных движений. Следующий раздел из клинической практики иллюстрирует этот пункт.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...