Главным объектом данного исследования (Freedman, Brown 1968) явились брат и сестра, которые вплоть до четырех- и, соответственно, шестилетнего возраста содержались в изоляции от их страдавшей психозом матери. Когда мы их впервые увидели, шестилетняя девочка весила 13,6 кг и имела рост 108 см. Ее четырехлетний брат весил 10,4 кг и имел рост 94 см. Все эти четыре параметра лежат ниже трехпроцентной границы, соответствующей их возрастной ступени. Оба ребенка испражнялись и мочились под себя. При приближении персонала они оставались безразличными. Они не были способны самостоятельно есть или разумно говорить. Старший ребенок повторял, однако, несколько слов в форме эхо. Оставаясь одни, они проводили время либо раскачиваясь, либо тупо уставившись в пустое пространство. Четырехлетний мальчик, который вообще не мог членораздельно говорить, не был способен даже К самому простому использованию рук. Он сидел в своей кровати, раскачивался и издавал звуки, напоминающие хрюканье, а также время от времени кричал. В первые недели после того, как на них обратили внимание, они обучились основным навыкам содержать себя в чистоте и есть без посторонней помощи. Они начали также самостоятельно бегать. Позднее они производили на постороннего наблюдателя впечатление доброжелательных и открытых детей. Однако при более близком контакте это оказывалось иллюзией. Они не проявляли никакой способности контактировать с окружающими людьми или со своими чувствами. Так, например, они не делали никакого различия между знакомыми и посторонними. По прошествии примерно пяти месяцев наблюдения их продемонстрировали аудитории. Они так же свободно подходили К совершенно чужим людям, как к учителю и социальному работнику, с которыми они часто контактировали, и не выказывали никаких признаков страха, нерешительности и смущения. Эта диффузность, недифференцированность, безэмоциональность поведения касалась не только их отношений с другими. В начале наблюдения они не осознавали своих собственных телесных ощущений. Они не выказывали, например, никаких признаков боли, если поранились, и, казалось, не испытывали также внутриорганических ощущений. Они жадно ели, если перед ними находилось что-нибудь съедобное. Хотя эти последние признаки постепенно исчезли, недифференцированность, характерная для их поведения по отношению к другим людям, на протяжении 31 месяца наблюдения оставалось неизменной. Ни разу они не проявили какой-либо способности вступать в эмоциональные отношения или испытывать к другим людям антипатию. Ни когда их забирали из-под надзора биологических родителей, ни по прошествии восемнадцати месяцев, когда их отдавали на усыновление и они покидали дом ребенка, где к ним относились с теплом и любовью, они не выказывали каких-либо чувств печали или утраты. Как будто прежнего дома и людей, которые о них заботились, никогда не существовало.

По всей вероятности, тот факт, что эти дети проявляли лишь минимальные признаки дифференциации себя и объектов, тесно связан с их недостаточным общением с другими людьми. В шесть и восемь лет, то есть спустя два года после того, как я начал их наблюдать, они по-прежнему говорили о себе, используя собственные имена, или в третьем лице. Когда их приемные родители, желая окончательно порвать с патологическим прошлым, решили изменить их имена, они приняли эти новые имена моментально. В возрасте шести и, соответственно, восьми лет Альберта стали звать Джозеф, а Энни — Клэр. Оба пошли на это, не проявляя никакого интереса или смущения; то есть они сразу отреагировали на новые имена так, словно они всегда их носили.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...