Фазы развития либидо исчерпывающе описаны Фрейдом. Следует лишь подчеркнуть, что типы характера, то есть оральный, анальный, фаллический и генитальный, фактически являются не только кристаллизацией сугубо либидинозных фиксаций, но и компромиссными образованиями упомянутого слияния влечений, возникшими под влиянием регулирующей способности Я. Следовательно, существуют оральные черты и свойства, которые действительно отражают лишь удовлетворение на уровне орального переживания удовольствия. Однако активный оральный характер является уже выражением либидинозных и агрессивных импульсов.

Люди с преобладающими оральными чертами характера фактически мотивированы к тому, чтобы позитивно противостоять миру, а также инкорпорировать этот мир в значении оральности. Люди с преобладающими анальными чертами характера — это не только те, кто, как при анальной эротике в чистом виде, испытывают определенное чувство удовольствия от функций удержания и выделения, но и те, которые испытывают чувство власти при контакте со своим окружением, особенно в связи с тем, чем они владеют. Точно так же есть люди, которые, будучи фиксированными на фаллическом уровне, испытывают позитивное переживание удовольствия благодаря фаллической стимуляции, наряду с фаллически-агрессивно акцентуированными людьми, которые получают удовольствия только от демонстрации себя, своей власти или того, чем они владеют. Наконец есть люди, которым присущи ге-нитальные черты или генитальный характер, — так называемые здоровые люди, которые в подходящем месте и в подходящее время способны адаптироваться, ориентируясь на реальность, и достигать удовлетворения своих влечений, исполненного чувствами удовольствия и безопасности/^

Это краткое описание должно пояснить тезис, что правильное понимание развития человеческого характера возможно только тогда, когда наряду с развитием либидо учитывается также развитие других слечений, то есть агрессии и бегства.

Именно потому, что у психосоматических пациентов существуют — иногда уже с раннего детства — нарушения или торможения либидинозно акцентуированного развития контактов, это нередко приводит к чрезмерной активизации других основных влечений: борьбы и бегства.

Удивительно, как мало внимания в психоаналитической литературе уделялось модальности принципа бегства. Создается впечатление, будто аналитики, которые десятилетиями были вынуждены утверждать себя в борьбе за существование, вытеснили принцип бегства. Фактически принцип бегства появился в психоаналитической теории только в рамках концепции регрессии, предполагающей, что в условиях стресса человек может регрессировать к фазам раннего развития, которые были частично акцентуированы чувствами удовольствия и власти или которые фактически связаны с переживаниями наибольшего неудовольствия, небезопасности и бессилия.

Именно на этом уровне по-прежнему существует разрыв между психоаналитической теорией и психобиологической теорией, в которой выделяются биологические принципы борьбы и бегства. В этом отношении очень важные замечания были сделаны Айке в его книге «Об обучении агрессии» (Eicke 1972). Стадии развития агрессии также до сих пор не были подробно изучены в психоаналитической литературе. В результате систематических наблюдений над поведением психосоматических больных по аналогии с фиксациями в развитии либидо точки фиксации агрессии были детально описаны Бастиаансом (Bastiaans 1969,1970,1971).

Бегство от собственных побуждений и агрессивности

Эта форма поведения чаще всего встречается у маленького ребенка, у которого еще нет целесообразных способов разрешения первых.проявлений агрессивности. Существуют люди, которые всегда остаются фиксированными на таком поведении.

Чисто деструктивное поведение

Когда в первых фазах детского развития ребенок начинает проявлять агрессивные импульсы, его поведение является деструктивным, поскольку он еще не располагает возможностями регулировать или сублимировать эти импульсы.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...