Протестующее поведение

В протестующем поведении проявляются первые возможности регуляции агрессивных побуждений. Фактически речь здесь идет о слиянии либидинозных и агрессивных импульсов. Чем сильнее такое слияние, тем активнее протестующее поведение может использоваться в действительно позитивных целях. Поэтому можно выделить негативное и позитивное протестующее поведение. Если протестующее поведение сохраняется в последующем развитии, всегда необходимо учитывать это различие.

Садомазохистское поведение

Когда под регулирующим влиянием Я происходит дальнейшее слияние либиди-нозных, агрессивных тенденций и тенденций к бегству, такое слияние может выражаться в садистском или мазохистском поведении. У психосоматических пациентов оно почти никогда не принимает явную форму. Однако у некоторых психосоматических больных садистские или мазохистские тенденции можно обнаружить в завуалированной форме. Если в слиянии влечений преобладает принцип борьбы, то тогда акцент приходится на садистское поведение. Если же преобладает принцип бегства, то тогда мы сталкиваемся с мазохистским поведением, иногда непосредственно в форме самоистязания.

Предпочтение количественной продукции

Здесь речь идет о склонности производить нечто прекрасное или великое. На этом уровне слияние влечений используется для сублимации влечений, в частности агрессивных тенденций, в продуктивной деятельности. Уже в детском саду можно наблюдать, как происходит переход от садомазохистского поведения, когда перед ребенком ставятся цели и предоставляются инструменты, обеспечивающие инвестирование энергии влечений в труд или в продуктивную деятельность. Вначале ребенок работает над заданием всецело эгоцентрически, но позже, когда он сравнивает сделанное им с тем, что сделали другие дети или взрослые, он достигает уже следующих фаз или возможностей поведения.

Деструктивно-соперничающее поведение

Здесь речь идет об уничтожении лиц или ключевых фигур в непосредственном социальном окружении, воспринимаемых ребенком или взрослым как соперников в борьбе за лидерство. В мире должен доминировать сам субъект или то, что им было произведено. Фактически многие взрослые люди в нашем современном обществе фиксированы на этом уровне регулирования агрессии.

Позитивно-соперничающее поведение

Это поведение характеризуется высокой степенью интеграции либидинозных и агрессивных тенденций. Стремление к власти и господству фактически сохраняется, однако человек, фиксированный на таком поведении, все же способен признавать право на жизнь соперника, если только он чувствует свое превосходство в одном из секторов деятельности.

Креативное и конструктивное поведение

Это поведение становится возможным и достигается только тогда, когда человек действительно способен преобразовывать свои агрессивные импульсы в креативные действия. Сюда же относится способность принимать других людей, а не рассматривать их просто в качестве инструментов или атрибутов, которые могут усилить собственную власть. Это может быть достигнуто только тем индивидом, который способен оставаться пассивным в здоровом значении слова, то есть следовать своим потребностям и отдавать себя окружению.

В развитии ребенка упомянутые здесь формы поведения нередко можно наблюдать в виде «фаз» поведения. В дальнейшем развитии появляется предпочтение определенных форм поведения, но может быть и так, что формы поведения, о которых здесь идет речь, активизируются практически в одно и то же время. В этих рамках психосоматические синдромы могут рассматриваться как конечный результат психофизиологического процесса кристаллизации, причем в условиях стресса для импульсов влечений, их компромиссов или слияний имеются определенные возможности стабилизации.

Так, например, коронарный больной в своем поведении фиксирован в основном на стадии фаллически-агрессивного развития влечений. Во всяком случае, испытывая слишком большое давление со стороны своего окружения, он регрессирует к формам поведения именно этой фазы развития. Чем более усиливается давление, тем вероятней возможность того, что процессы регрессии реализуются в направлении пассивно-мазохистского поведения, что соответствует более ранней возможной фиксации в детском развитии.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...