Желание совершить нечто великое связано с развитием характера на анальном уровне. Различия между разными психосоматическими ядрами личности обусловлены главным образом смешением с реликтами других фаз развития влечений. Аналь-но-эротический или анально-фиксированный человек является, так сказать, центрированным на продукте. Он поглощен продуктом, которому нужно дать выражение. Если с этим продуктом ассоциирована фантазия о беременности и если уже есть уверенность в том, что этой беременности и связанных с нею родов в реальности никогда не будет, то в результате может произойти торможение активности в повседневной жизни. Вполне возможно, что у некоторых психосоматических больных обсессивная гиперактивность частично обусловлена такими глубокими «модельными фантазиями». Это развитие можно сопоставить с образами, спроецированными в мифологии. Классическим примером является рождение Афины Паллады, богини мудрости. Однажды у ее отца, верховного божества Зевса, разболелась голова, а Посейдон в качестве акушера своим трезубцем должен был осуществить акт разрешения. Как иронически прокомментировал один французский психиатр, Ракамье: «Toutefois nos psychotherapies sont plus doux», то есть современная психотерапия гораздо мягче и приемлемее, чем подобная хирургия черепа.

Касаясь проблемы регуляции влечений, следует далее пояснить, что практически ни один психоневроз или психосоматоз нельзя устранить, если не будет проработан лежащий в его основе эдипов конфликт. К психосоматическому неврозу добавляется еще и то, что до нормальных пропорций релятивируется не только эдипова ревность, но и продукционная ревность, которая в конечном счете включает зависть к родам. Анализ так называемой догенитальноЙ или генитальной регуляции влечений у психосоматических пациентов показал, что различные аспекты личностного

9-2751

развития невозможно отделить друг от друга. Речь идет не столько о ядрах влечений или ядрах Я, сколько об определенного вида взаимодействиях между ядрами Я и Оно. Одно из важнейших ядер личности, облегчающее понимание психосоматических синдромов, можно обнаружить в истерическом поведении маленького ребенка.

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ИСТЕРИЧЕСКИМИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ СИНДРОМАМИ

Недавно Бастиаансом (Bastiaans 1974) было показано, что в нашей культуре некоторые психиатрические и психосоматические синдромы молено рассматривать как результат попытки индивида не вести себя истерически в условиях стресса. Однако воспитание в направлении истерии является едва ли не повсеместным явлением Истерия рассматривается автором как упорно сохраняющееся поведение, связанное с призывом к помощи. Если призыв к помощи в ситуации, когда окружающие люди оставляют ребенка, оказывается непонятым, то это поведение может зафиксироваться и в завуалированной или в незавуалированной форме стать ядром и исходным пунктом различных психопатологических синдромов. Сам по себе упорный зов о помощи необязательно должен вести к истерии, однако в истерогенных семьях такое поведение может перерасти в истерическое. В истерогенных семьях чрезмерно подчеркивается полярность «большого» и «маленького», по существу в значении «двойного зажима»: ты должен быть большим (в качестве нарциссического атрибута родителей) и ты должен оставаться маленьким (как соперник родителей). Эта полярность поведения подкрепляется и частично конкретизируется в фантазиях детей в фазе фаллического интереса (большие гениталии, маленькие или отсутствие гениталий). Сочетание семейного поведения и фаллической фиксации в конечном счете определяет развитие истерии. Но хотя в некоторых семьях можно наблюдать истерогенное воспитание, последующая регрессия, характерная для истерии, окружением уже не принимается. В таком случае говорят только одно: «Ты должен быть большим, ты должен приспосабливаться, ты не должен быть маленьким, ты не должен жаловаться и требовать к себе внимания, то есть ты не должен регрессировать и вести себя инфантильно». Таким образом, чрезмерный акцент на нормальном приспособлении»становится защитой от истерии. В этом смысле психосоматические заболевания могут рассматриваться также как результат постоянных попыток вести себя как раз неистерически. Это утверждение согласуется с клиническими наблюдениями. Если психосоматический больной декомпен-сируется в психиатрическом направлении, то часто наблюдается смещение синдромов в сторону истерии. Во время психоаналитического лечения психосоматических больных иногда можно наблюдать, что чем больше устраняется психосоматическая защита, тем более явными становятся истерические симптомы, и наоборот. Поэтому такие симптомы должны рассматриваться здесь как переходные явления, то есть как смещения симптоматики на пути к полному выздоровлению.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...