Как уже отмечалось, определенные, особенно моторные, психосоматические симптомы и синдромы могут основываться и целиком на привычке, и на процессе научения, исходно связанном с решением конфликта или проблемы. Иногда в таком случае лечение лучше начинать с релаксации, например с аутогенной тренировки или с гипноза. Терапия первоначально нацелена на то, чтобы научить расслабляться. Иногда соматические больные используют технику релаксации не только для того, чтобы суметь расслабиться, но и чтобы благодаря релаксации найти более оптимальное решение существующих актуальных конфликтов. Эти формы терапии я причисляю к поведенческой терапии.

К сожалению, не так-то просто уже в самом начале лечения решить, насколько актуальные психосоматические симптомы сводятся исключительно к привычке и насколько в таком случае может быть рекомендована поведенческая терапия. Тем не менее на практике поведенческая терапия часто оказывается более простой, чем психоаналитическая терапия, где должны учитываться разнообразные аспекты развития личности. Если принимается решение о проведении кратковременной психоаналитической терапии или более длительного психоаналитического лечения, то нельзя забывать, что психосоматические симптомы возникают только в том случае, если интрапсихическое напряжение достигло определенного порога, то есть является достаточно интенсивным и продолжительным. Психосоматические симптомы можно рассматривать как «симптомы-отдушины», то есть как симптомы, которые могут исчезать или становиться менее выраженными, если терапевту удается настолько уменьшить провоцирующее их напряжение, что они снова оказываются ниже порогового уровня.

Иногда психоаналитическое лечение характеризуется тем, что психосоматическая симптоматика находится на переднем плане только в самом начале. После того как основное напряжение сходит на нет, на передний план, как правило, выступает обычная психоневротическая проблематика, а в следующих фазах такой психоанализ проходит как «обычный» анализ неврозов. Часто также проводится кратковременная психоаналитическая терапия, причем не только в форме фокальной терапии по Балинту (см. т. III), но и в прагматических формах, служащих скорее устранению или редукции симптомов. Здесь существует несколько принципов.

1. Молено попытаться заставить пациента выразить свои наиболее важные чувства, вызванные фрустрацией. Многие психосоматические больные не знают или не хотят знать, что они фрустрированы или травматизированы, поскольку их защитные стратегии осуществляются как раз под знаком вытеснения неприятных чувств. Существуют психосоматические пациенты, которые могут признаться лишь в том, что они раздражены самим фактом заболевания, особенно потому, что прежде они почти никогда не болели. Если ул<е в ходе первого интервью удается мобилизовать соответствующие чувства фрустрации, то тогда есть вероятность того, что психосоматическая симптоматика быстро исчезнет.

2. Если в ходе первых бесед не удается мобилизовать чувства фрустрации, то в соответствии с вышеупомянутым психосоматическим развитием личности молено попытаться обсудить с пациентом содерлсание его идеалов, в частности его идеалов величия и совести. Тем самым молено попытаться дать пациенту первое представление о роли его Сверх-Я и о том, как оно функционирует в стрессогенных леизненных ситуациях. Большинство психосоматических пациентов не могут признаться, что они стали треволеными или раздралеительными вследствие стрессогенной ситуации, возникшей в их отношениях с другими людьми. Их нарциссическая защита как раз и характеризуется попыткой не вести себя тревожно или агрессивно. Редукция этой установки на самозащиту возмолена только в терапевтической атмосфере, где выражение нормального чувства тревоги не связано с «потерей лица». Поэтому в роли терапевта пациенту можно разъяснить, что ситуация терапевтической беседы является, так сказать, островком безопасности, где можно без страха выражать свои чувства, которые при других обстоятельствах казались опасными.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...