Де Бур отмечал, что такая соматизация связана с явлениями регрессии. А. Мичерлих (Mitscherlich 1970) говорит о ресоматизации опыта. Это означает, что психосоматические больные настолько вытесняют и расщепляют свои нормальные чувства тревоги и с ними связанные представления, что те продолжают автаркически и автономно функционировать на бессознательном уровне. Вторичным образом такой процесс вытеснения побуждает к регрессии в поведении, особенно в отношении паттернов взаимодействия, которые в раннем развитии означали наибольшую надежность или наибольшую безопасность. То, как соматизация и связанные с нею процессы регрессии проявляются на поведенческом уровне, собственно говоря, уже было показано на примере вегетативно-сосудистой дистонии. Под вегетативно-сосудистой дистонией мы понимаем огромное множество вегетативных симптомов, отчасти связанных с истощением, отчасти со страхами, отчасти с истерическими и депрессивными нарушениями (Eicke 1973). Однако такое понятие вегетативно-сосудистой дистонии не объясняет динамической связи между миром переживаний и органическими явлениями.

Во французской психоаналитической школе проблема вытеснения и соматизации была проанализирована иначе. Так, например, Марти и де М'Юзан (Marty, de M'Uzan 1963), а также Марти, де М'Юзан и Давид (Marty, de M'Uzan, David 1963) отмечали, что психосоматические больные практически неспособны продуцировать фантазии. По их мнению, психосоматические пациенты, по существу, не имеют мира фантазий с образными представлениями. Жизнь в фантазии, если говорить с позиции теории репрезентируемого мира, недостаточно представлена в секторе Самости этого мира. В своем мире идей эти пациенты ригидно и почти при полном отсутствии фантазии сконцентрированы на внешнем мире и реальности. Такая внутренняя установка получила название «pensйe opйratoire» («оперативное мышление»).

Сифнеос (Sifheos 1967, 1972) указал на то, что эти пациенты совсем или почти совсем не понимают слова «чувство», а Немиа и Сифнеос (Nemiah, Sifneos 1970) не так давно ввели понятие «алекситимия», то есть неспособность адекватным образом связывать эмоции, чувства и аффекты со словами.

Остается вопрос: являются ли под воздействием Сверх-Я развитие фантазии и словообразование вообще невозможными или же они оказались заторможенными или заблокированными только функционально. Тот же вопрос можно поставить и в отношении недостаточной физической способности переживать, которая была детально описана Айке. Эти вопросы являются еще одной интересной областью исследования. Однако ответ на них имеет большое значение и с точки зрения терапии.

В заключение этого исторического обзора следует указать на то, что при обсуждении роли психоанализа основная трудность заключается в том, что мало кто из аналитиков пытался систематическим образом связать данные, полученные ими при лечении психосоматических больных, с приемлемой для всех моделью. Так, например, есть аналитики, которые подробно обсуждают роль Сверх-Я, тогда как другие подчеркивают роль Оно либо Я или занимаются исключительно проблемой наличия либо отсутствия вытесненных либо невытесненных фантазий.

Собственно говоря, необходимо точно описывать все аспекты; поведение в процессе общения, речь, мышление, фантазии, ощущения и чувства, равно как и преобладающие защитные механизмы, а также слияния и расслоения в развитии влечений, характерные для определенных групп психосоматических больных. Для этого необходимы определенные модели, которые позволяют провести систематическое сравнение между различными группами.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

И здоровый человек, и больной, представляя собой психофизический организм, исследует мир и пытается в той или иной степени приспособиться к «борьбе за жизнь». В процессе исследования этого мира и в конфронтации с ним накапливается опыт. Этот накопленный опыт отчасти становится основой процесса научения, который может происходить как без рефлексии, то есть без осознания того, как этот процесс идет, так и с рефлексией.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...