У человека почти всегда мы сталкиваемся с обеими формами накопления опыта, и этот факт важен также тогда, когда заходит речь о лечении психосоматических симптомов.

Как только процесс научения становится связанным с процессами сознания, он может быть объектом психоаналитического исследования. Голландский психолог де Гроот (Groot 1969) не раз утверждал, что к анализу процессов приобретения опыта человеком необходимо приступать, используя самую общую модель. В этой связи он описал следующие две модели:

Модель эмпирического цикла без рефлексии (рис. 2)

Этот цикл представляет собой известный цикл S—О—R (стимул, организм, реакция), Его можно также представить в виде формулы:

восприятие — попытка — переработка — оценка

src=

Рис 2. Цикл дорефлексивного опыта (эмпирический цикл без рефлексии)

Эти процессы протекают практически бессознательно. Научение без рефлексии можно рассматривать как процесс, основывающийся на поочередном включении следующих друг за другом циклов S-0-R, причем процесс научения, в сущности, протекает по спирали, то есть S и R все плотнее примыкают друг к другу- Реакция на аналогичные ситуации осуществляется все быстрее, стабильнее и эффективнее. Реакция оттачивается, может стать привычкой и не способна исчезнуть без внешнего воздействия.

Модель эмпирического цикла с рефлексией (рис. 3)

В процессе научения без рефлексии у животного можно варьировать стимулы и при этом влиять на реакцию посредством поощрения или наказания. Эту реакцию можно измерить. Что происходит в «О», то, как животное воспринимает эмпирический процесс, неизвестно или почти неизвестно. Терапевт, меняющий поведение животного, фактически имеет дело лишь с S и с R.

У человека рефлексию переживаний едва ли можно исключить. Экстравертиро-ванньгй человек, как его описал К. Г. Юнг, своим позиционным сознанием сконцентрирован главным образом на S и R. ИнтровертированныЙ человек, согласно Юнгу, направляет свое рефлексивное сознание преимущественно на внутренние процессы. Как правило, он лучше, чем экстраверт, дает себе отчет в том, что происходит в его «черном ящике». Редко бывает так, чтобы не приученный к этому человек систематически давал себе подобный отчет относительно переживаний. Такой рефлексии можно научиться с помощью определенных техник.

Стрелки на диаграмме 3 показывают, в какой мере осознание О позиционально или рефлексивно влияет на разные фазы эмпирического цикла. Этот цикл можно также обобщить в формуле:src=

восприятие — предположение — ожидание — попытка — переработка — оценка

Это требует более детального объяснения. На уровне восприятия (1) человек может осознавать тот факт (а), что он воспринимает и что он занят перцептивной деятельностью. Эта перцептивная деятельность заключается в том, что усваивается поступающая информация, то есть осуществляется первая интерпретация. Усвоение или интроекция внешнего мира происходит по критериям восприятия «чужой — свой», «неприятный — приятный», «опасный — безопасный». Раздражители с качествами «свой», «приятный» или «безопасный» скорее будут допущены во внутренний мир для выбора известной или заранее выработанной схемы действия, чем раздражители, которые расцениваются как чужие, неприятные, небезопасные или угрожающие. Поступление информации, работа восприятия и возникающая в результате работа мышления, которая включает в себя, в частности, процессы антиципации, ожидания, проверки и планирования, могут осуществиться по перечисленным выше критериям только в том случае, если уже накоплены, то есть находятся в памяти, первые переживания, оцениваемые в терминах «чужой — свой», «неприятный — приятный», «опасный — безопасный», «угрожающий — неугрожающий».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...