Психоаналитический подход в психосоматической медицине означает, что психосоматические симптомы рассматриваются как реакции (R), обусловленные внешней и внутренней ситуацией, в которые свой вклад вносят сознательные, предсозна-тельные и полностью бессознательные процессы переработки и научения. Поэтому аналитик должен оценить, в какой мере образование симптомов обусловлено внешней или внутренней ситуацией. Если внешняя ситуация в этом смысле должна расцениваться как наиболее важная детерминанта, то положительного результата от психотерапевтического лечения следует ожидать, по сути, только при изменении внешней ситуации (социотерапия). Но если в развитии симптома более важную роль, по-видимому, играют внутренняя, или интрапсихическая, ситуация и с нею связанное решение проблемы, то тогда может оказаться полезен психоаналитический метод, имеющий дело прежде всего с интрапсихическими процессами.

Психоаналитическое лечение психосоматических синдромов предполагает, что аналитик не только воссоздает точную картину динамических взаимосвязей между ситуациями (S), организмом (О) и реакцией (R), но и детально исследует то, как осуществляются процессы осознания сигналов, интроспекции, селекции, ожидания реакции, а также проверки и оценки опыта. Уже известно, что у психосоматических пациентов не происходит грубых изменений в функции восприятия, хотя и отмечается повышенная или пониженная чувствительность к определенным сигналам и ситуациям во внешнем мире.

Способность к интроспекции может быть существенно снижена. Поэтому, принимая решение о том, в какой мере пациенту показана психоаналитическая терапия, помимо прочего, необходимо учитывать степень интроспекции. Относительно возможности интрапсихически находить здоровое или нездоровое решение проблемы или конфликта можно сказать, что выбор (например, выбор невроза) у психосоматических пациентов, как и у невротикоз, в основном происходит бессознательно. Тем не менее, если человек в процессе своего развития уже имел опыт специфического решения проблем или определенных реакций, то и в новых жизненных ситуациях он будет осознано предвосхищать, какое решение проблемы или какая реакция должна стать конечным результатом его усилий. При этом мотивация к ожиданию зависит от степени возбуждения, в котором в данный момент находится организм.

Далее, с точки зрения терапевтических целей является важным, в какой мере пациент способен оценивать эффект от своих решений проблемы, реакций или поведения во внешнем мире и учиться на опыте. Если пациент совершенно не подозревает, что его поведение может вести к болезни, то он и не будет мотивирован менять свое поведение. Поэтому в диагностических и особенно в терапевтических целях важно знать, каким образом — осознанно или бессознательно — накапливается опыт, и это накопление опыта достаточно хорошо можно объяснить с помощью модели репрезентируемого мира.

Модель репрезенгируемогцмира (рис. 4)

В 1962 году Дж. Сандлер для объяснения внутреннего процесса переживания ввел понятие «репрезентируемый мир».

Репрезентируемый мир определяется как целостный комплекс психических репрезентантов внутренних желаний, чувств; воспоминаний, восприятий и символов.

В репрезентируемом мире можно выделить периферические и центральные области. Центральные области включают основные программы управления, нормы и ценности. Так, например, образ отца и матери может войти в репрезентируемый мир, то есть в Сверх-Я, в качестве центрального репрезентанта, в результате чего управление и контроль вначале воспринимаются, словно исходящие извне, а затем благодаря имитации и идентификации управляет жизнью индивида изнутри. В репрезентируемом мире выделяют три сектора:

1) часть, включающую в себя репрезентанты внешнего мира, — репрезентанты объекта;

2) часть, вгслючающую в себя репрезентанты собственного психического внутреннего мира, интрапсихических процессов, — репрезентанты Самости;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...