Далее Фрейд обращается к вере в духов и демонов, которая возникает аналогично табу. Здесь следует также упомянуть представление о «душе», поскольку именно оно побудило первобытного человека задуматься перед лицом смерти и «заставило его отказаться от части своего всемогущества а пользу духов и принести в жертву долю свободного произвола своих поступков . эти культурные творения были, пожалуй, первым признанием ананке [имеется в виду обусловленная судьбой неизбежность], противопоставляющей себя человеческому нарциссизму» (IX, 114). В представлении о душе человек или вещь понимается как «двуединство», подобно тому как в нашем привычном разделении на дух и тело проявляется известный дуализм, который, например, можно обнаружить в словесном описании человека, находящегося в обморочном состоянии или пришедшего в ярость: он не в себе (ср. IX, 115).

По Фрейду, «дух человека или предмета сводится в конечном итоге к его способности быть объектом воспоминания или представления, когда они недоступны восприятию» (IX, 115).

Согласно Фрейду, анимизм представляет собой «систему мышления» (IX, 116). Точно так же и в случае невротических заболеваний можно говорить о системе, «вторичной переработке» (IX, 116), которая характеризует жизнь сновидений и позволяет возникнуть новому смыслу из бессвязного и непонятного. Это иллюстрируется следующим примером Обсессивная больная придерживалась запретов, соответствовавших табу у маори: «Невроз этой женщины направлен на ее мужа; кульминацией невроза является защита от бессознательного желания его смерти. Ее явная систематическая фобия связана, однако, с упоминанием смерти вообще, причем ее муж никак здесь не фигурирует и никогда не бывает предметом осознанного беспокойства. Однажды она слышит, как мрк дает поручение отнести его затупившуюся бритву в определенную лавку и там ее заточить. Побуждаемая непонятным беспокойством, она сама отправляется в эту лавку и по возвращении из этой разведки требует от мужа, чтобы он навсегда избавился от бритвы, ибо она обнаружила, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т.п. Из-за намерения мужа бритвы оказались нерасторжимо связанными с мыслью о смерти. Теперь это стало постоянной мотивировкой запрета- Настоящей причиной запрета на бритвы, разумеется, было . ее противодействие исполненному удовольствием представлению, что муж может порезать себе горло наточенной бритвой» (IX, 117—118).

Во введении к четвертому разделу этой книги («Инфантильное возвращение тотемизма», IX, 122—194) Фрейд подчеркивает, что психоаналитик не будет «пытаться выводить нечто столь сложное, как религия, из единственного источника». Но затем он продолжает: «Если по необходимости, по существу, в силу вынужденной односторонности он делает акцент только на одном источнике этого института, то это отнюдь не значит, что он претендует на признание его исключительности и первенства среди взаимодействующих моментов» (IX, 122).

Далее Фрейд вслед за Дарвином предпринимает грандиозную попытку «исторически вывести» феномен тотемизма и распространить его на формы нашей культуры и религии как возвращение вытесненного психического материала человечества

Сначала Фрейд объясняет происхождение тотемизма как номиналист: тотемизм возник исключительно путем наименования; затем он рассматривает социологические теории, в частности теорию соответствия тотелЙа «магическому производственному союзу», и, наконец, останавливается на психологических теориях.

Для этого он сравнивает отношение ребенка и первобытного человека к животным Через клиническую картину фобии животных у ребенка он находит причину страха в «отце, если исследуемые дети были мальчиками» (IX, 155). Он упоминает свою работу «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (VII, 241—377) и утверждает, что ребенок занимает амбивалентную «эмоциональную позицию по отношению к отцу» и освобождается от душевного бремени, «если переносит враждебные и тревожные чувства на суррогат отца» (IX, 157). В этой модели эдипов комплекс и комплекс кастрации снова обретают теоретическое значение. Из страха перед противником своих сексуальных интересов ребенок отождествляет себя с животным и реагирует на него столь же амбивалентно, как и на отца. Точно так же первобытные люди идентифицируют себя со своим животным-тотемом и проявляют по отношению к нему как пра^ родителю амбивалентные чувства.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...