Фрейд прослеживает две нити в ткани нынешних религий, которые, по его мнению, ведут к отправному пункту всякой религии: мотив тотемной жертвы и отношение сына к отцу. В этом месте Фрейд в примечании указывает на противоположные взгляды Юнга (IX, 177). При этом Фрейд спрашивает, каким образом «бог попадает в первоначально чуждое ему положение» (IX, 177), то есть появляется во время тотемной, а затем и жертвенной трапезы. Он тут же отвечает, ссылаясь на «психоаналитическое изучение отдельного человека» (IX, 177), которое показывает, что «каждый создает бога по образу своего отца, что его личное отношение к богу зависит от отношения к физическому отцу и вместе с ним колеблется и меняется и что бог, в сущности, есть не что иное, как возвеличенный отец» (IX, 177). Ответ же на вопрос, каким образом божество появилось во время жертвенной трапезы, гласит, что оно само вначале было тотемным животным и лишь на более поздней ступени развития религиозного чувства превратилось из тотемного животного в бога. Этот шаг был подкреплен огромной тоской по отцу, которая постоянно усиливалась после убийства. Усиливалась же она потому, что никто из братьев, даже отождествив себя с отцом, так и не смог достичь его могущества. «Таким образом, — пишет Фрейд, — за долгое время озлобление против отца, толкавшее на деяние, могло ослабнуть, тоска по нему возрасти и мог возникнуть идеал, имевший своим содержанием всю полноту власти и неограниченности некогда поверженного праотца и готовность ему подчиниться . Возведение убитого некогда отца в ранг бога, от которого теперь велся род, было, однако, гораздо более серьезной попыткой искупления, чем в свое время договор с тотемом» (IX, 179—180).

Крайней формой искупления и отрицания злодеяния человека, по Фрейду, является принесение божеству жертвы, которой бог потребовал сам; затем человеческой жертвы стало недостаточно: в жертву нужно было принести теперь самого бога. Так Фрейд вводит «запоздалое послушание» сына в христианскую религию. Христос «принес в жертву свою собственную жизнь и этим освободил братьев от первородного греха» (IX, 184). И в этом деянии, «дающем отцу наиболее возможное искупление, сын также достигает цели своих желаний по отношению к отцу, Он сам становится богом наряду с отцом, собственно, вместо него» (IX, 186).

В заключение Фрейд еще раз осмысляет свои далеко идущие выводы и пытается перебросить мостик от первобытной орды к нам, современным людям Он находит его на психическом уровне в массовой психике, «в которой осуществляются те Hie душевные процессы, что и в жизни отдельного человека» (IX, 189). Согласно Фрейду, психические процессы продолжаются в следующем поколении благодаря, предположительно, «устному преданию и традиции», но также «наследованию психических диспозиций» (IX, 190). Впрочем, каждый человек, по мнению Фрейда, обладает «в своей бессознательной духовности аппаратом, который позволяет ему толковать реакции других людей, то есть устранять Искажения, которые совершил другой человек в выражении своих чувств. Таким путем бессознательного понимания обычаев, церемоний и узаконений, которые оставило после себя первоначальное отношение к праотцу, также и последующим поколениям эти чувства могли передаться в наследие» (IX, 191).

Это подводит Фрейда к последнему возражению: он спрашивает, не подменял ли с самого начала первобытный человек реальность психической реальностью, своими фантазиями, то есть не может ли быть так, что отца первобытной орды на самом деле никто и не убивал? Здесь он обсуждает отношения невротиков. Отталкиваясь от ситуации ребенка, он приходит к выводу, что из-за собственной слабости тот не мог осуществить свои враждебные импульсы и фантазии об убийстве; первобытные же люди вполне были на это способны.

Спустя несколько лет (1919) Фрейд написал предисловие к книге Райка о психологии религии, где он в сжатой и ясной форме обобщает свои воззрения на возникновение религии, хотя и называет их гипотезой.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...