«ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ Я» (1921)

В письме от 28 ноября 1920 года врачу Гроддеку, специалисту в области психосоматической медицины, Фрейд высказывает опасение, что его только что вышедший труд «По ту сторону принципа удовольствия» мог «несколько изменить» мнение адресата об авторе (Groddeck 1970, 36). Гроддек усмотрел в этой работе отход Фрейда от эротики. Фрейд так отвечает на это: «Возможно, следующая моя небольшая работа («Психология масс и анализ Я»), когда я ее допишу, покажет Вам, что эрос я все лее в путь захватил» (Groddeck 1970, 39). Пожалуй, то, что общественные и культурные феномены особенно привлекали Фрейда и побуждали его к их осмыслению, диктовалось и духом эпохи, и самой его личной судьбой (ср. Jones 1962, III, 61 — 105; 394 etc). Труд Фрейда показывает, что социальное для него сводится к отдельному человеку, что оно должно рассматриваться как симптом и что лишь так его и следует понимать. Фрейд мог представить себе изменение лишь как изменение отдельного человека. Особенно четко это видно из его вступления к книге:

«Различие между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), на первый взгляд кажущееся нам столь значительным, при ближайшем рассмотрении теряет почти всю остроту. Хотя индивидуальная психология ориентирована на отдельного человека и изучает, какими способами он стремится достичь удовлетворения импульсов своих влечений, она лишь изредка, при определенных исключительных условиях, может отстраниться от отношений данного отдельного человека к другим индивидам. В психической жизни одного человека другой всегда учитывается как образец, как объект, как помощник и как противник, а потому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» (XIII, 73).

Фрейд начинает свои рассуждения на эту тему с влечений человека; в зависимости от того, удовлетворяет ли человек свои потребности с помощью или без помощи другого, Фрейд разделяет душевные акты на «социальные» и «нарциссические», к чему его постоянно подталкивала психоаналитическая практика Однако те и другие относятся к области индивидуальной психологии.

Массовая психология лишь разрывает связь между индивидом и значимым для него человеком и обращается тем самым к чему-то искусственному, куда входит, в частности, и гипотетическое «социальное» влечение человека. Но по природе своей оно не первично, его можно расчленить и обнаружить, что истоки его лежат в семье.

После введения Фрейд подробно разбирает знаменитую в то время работу Ле Бона «Психология масс» (Le Bon 1895). Ле Бон сходится с психоанализом в том, что делает акцент на бессознательной психической жизни. В массе отдельный человек подвергается коллективному сдерживанию своего разумного поведения и одновременно испытывает аффективное растормаживание. Подобное наблюдается в психической жизни первобытных людей.

В «массовой душе», по Фрейду, наблюдаются, однако, противоположные явления; так, нравственность массы может подняться над нравственностью отдельного человека. Это проявляется в большой самоотверженности группы и приверженности групповым идеалам. Кроме того, общество устанавливает нормы нравственности и лишь в нем возможен язык. Фрейд здесь опирается на выводы Макдугалла . При этом для «подъема душевной жизни массы» (XIII, 93) особенно важно, чтобы масса не распадалась в течение длительного времени, чтобы отдельному человеку была ясна ее структура, чтобы масса отделяла себя от другой, знала обычаи и традиции, бытующие среди ее членов и, наконец, чтобы она дифференцированно подходила к возможностям своих членов.

Фрейд отмечает здесь, что именно в этом случае масса опять-таки приобретает качества индивидуума.

В следующем разделе Фрейд обсуждает суггестию как массово-психологическуюсвязь между людьми и приходит к выводу, что либидо имеет «отношение ко всему .что можно обобщить понятием любовь, половая любовь . любовь к себе, любовь к ро-дителям, любовь к детям, дружба и вообще любовь ко всем людям,- преданность кон-кретным предметам и абстрактным идеям» (XIII, 98), и, следовательно, в форме все-возможных эмоциональных связей составляет «также сущность массовой души»(XIII, 100). :

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Последователи Фрейда
...