Поскольку подобная ситуация имеет «инфантильный прообраз» (XIV, 338) в отношениях ребенка с родителями и прежде всего с отцом, то «напрашивается сравнение этих двух ситуаций между собой» (XIV, 338). Кроме того, например в сновидении, желание напоминает силы природы и наделяет их личными свойствами, придает им, как говорит Фрейд, «характер отца» (XIV, 339) и, наконец, превращает их в божества, следуя «не только инфантильному, но и филогенетическому прообразу» (XIV, 339), то есть испытывая влияние исторического опыта человечества.

Поскольку беспомощность человека сохраняется и после того, как он познал и покорил силы природы, «богам» поручается «устранить ужасы природы, примирить человека с жестокостью судьбы, особенно в таком его проявлении, как смерть,

ta также вознаградить за страдания и лишения, выпадающие на долю людей в совместной культурной жизни» (XIV, 339). Над богами же, словно вбирая в себя многоли-|сость природы, возвысилось единое божественное существо, наделенное небывалой ^лудростью, добротой и справедливостью. «Народ, которому впервые удалась такая ^концентрация божественных качеств, немало гордился этим своим успехом. Он рас-=Крыл отцовское ядро, которое с давних пор скрывалось за фигурой каждого божества; в сущности, это был возврат к историческим истокам идеи бога. Теперь, когда ^юг стал единственным, отношения к нему снова могли обрести искренность И интенсивность отношения ребенка к отцу» (XIV, 341). Ценность религиозных представлений, о которых здесь говорит Фрейд, определяется как их функциональным ■значением, так и их содержанием истины. Фрейд подробно рассматривает психологическое содержание истины в них и приходит к выводу, что религиозные догматы :не заслуживают веры, ибо их в принципе нельзя проверить. Они не являются «отражением опыта или конечными результатами мыслительной работы; это иллюзии, исполнения самых древних, сильных и насущных желаний человечества; секрет их силы — в силе этих желаний» (XIV, 352). Согласно Фрейду, не всякая иллюзия обязательно является ложной, «то есть неосуществимой или противоречащей реальности» (XIV, 353), что позволяет отличить ее от бредовой идеи. Фрейд потому и требует для догматов столь высокой степени достоверности, что они коренным образом влияют на жизнь отдельного человека и общества в целом. Только этим объясняется просветительский характер данной работы Фрейда.

Но что же ставит Фрейд на место религиозных представлений? Чтобы удовлетворить этот запрос, по Фрейду, необходимо «безрелигиозное воспитание» (XIV, 372) людей, то есть воспитание, лишенное обусловленных верой ограничений и опирающееся исключительно на человеческий разум Фрейд допускает, что и это может оказаться иллюзией, но надо рискнуть. К сожалению, такое воспитание отсутствует, а потому он возвращается к чисто описательному рассуждению; «Человек — это существо со сла-бььм интеллектом, обуреваемое желаниями, связанными с его влечениями» (XIV, 372).

Фрейд возражает против того, чтобы называть человека «глубоко религиозным» только из-за того, что он испытывает чувство своей «ничтожности и бессилия перед миром» (XIV, 355); эпитета «религиозный» заслуживает лишь следующий шаг, реакция, когда человек, испытав это чувство, ищет помощи». «Кто не идет дальше и смиренно довольствуется ничтожной ролью человека в огромном мире, тот скорее не религиозен в истинном смысле слова» (XIV, 355). Точно так же следует понимать и призыв Фрейда стремиться к отделению культуры от религии. «Мировоззрение» в понимании Фрейда сводится всего лишь к «научному духу . определенному отношению к вещам этого мира» (XIV, 362). Такой взгляд на мир и на людей предполагает «чисто рациональное обоснование культурных предписаний», сведение их «к социальной необходимости» (XIV, 365). Он ориентирован уже не на желания, а на то, что «разрешает природа вне нас» (XIV, 378). «Мы полагаем, — говорит Фрейд, — что научная работа позволяет что-то узнать о реальности мира, благодаря чему мы усиливаем свою власть над ним и тем самым получаем возможность самим организовать свою жизнь» (XIV, 379).

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...