В заключение следует добавить: Фрейд допускал, что образование общего невроза, делающее излишним личный невроз, равносильно вытеснению, а именно вытеснению совести, лучшего понимания, всего «более благородного». Указанием на эти взаимосвязи Фрейд заканчивает датированное 25 ноября 1928 года письмо Оскару Пфистеру, который критически отозвался о мыслях Фрейда по поводу религии (Pfister 1928,95-96): «Не знаю, догадались ли Вы о тайной связи "Неврачебного анализа" и "Иллюзии". В первой я хочу защитить психоанализ от врачей, во второй — от священников. Я хочу придать психоанализу положение, которого у него пока нет;

Ю-2751

положение светского пастыря, которое врачу не нужно, а священнику непозволительно» (Freud/Pfister 1963,136).

Наряду с ориентацией на познаваемое, на исследование, наряду с глубоким дове-рием к науке и верой в ее постоянный прогресс Фрейд выдвигает также требование«любви к людям», которая, по его мнению, должна занять место религии и представ-лять собой основную задачу культуры. Что'вкладывает Фрейд в слова «любовь к людям»,становится ясным из его приветственного послания Ромену Роллану (1926а): «Любовьк людям присуща и мне самому, но не в силу сентиментальности или потребности:в идеале, а по прозаичным экономическим соображениям, потому что в реальных усло-виях окружающего нас мира и из-за характера наших врожденных влечений я вынуж-ден был объявить ее столь же необходимой для сохранения рода человеческого, как, на-пример, и технику» (XIV, 553). -4

По всей видимости, этому же намерению обязана своим появлением в 1930 году, когда Фрейду была присуждена премия Гёте, следующая его работа' «Недомогание культуры».

«НЕДОМОГАНИЕ КУЛЬТУРЫ» (1930)

Согласно Ромену Роллану, источником религиозности является «особое чувство», «ощущение "вечности", чувство чего-то безмерного, безграничного, словно "океанического"» (XIV, 421 —422). На этот счет Фрейд выразил свою позицию так: «Я хотел бы сказать, что для меня оно имеет скорее характер умозрения, разумеется, не без сопут-ствующей эмоциональной окраски, но, впрочем, без нее не обходятся и другие мысли-; тельные акты подобной значимости. Что до меня, я мог бы не убеждать себя в изначальной природе такого чувства. Потому-то я и не вправе оспаривать его наличие; у других. Вопрос лишь в том, верно ли его толкуют и надо ли считать его "fons et origц" [Истоком и причиной (лат.) — Прим. перев.] всехрелигиозных потребностей» (XIV, 422—423). Затем Фрейд пытается Найти корни этого особого чувства «Самости». В ряде других ситуаций, например при сильной влюбленности, человеческому Я грозит утрата ощущения границ между собой и реальностью, и в результате возникает это чувство «океанического», первобытной стихии, которое хоть и постепенно оттесняется в процессе развития Я младенца, однако не исчезает и проявляется в регрессивных ситуациях даже у взрослого. Кроме того, примеры такого чувства известны из психопатологии, когда «части нашего собственного тела, более того, части собственной; душевной жизни, восприятия, мысли, чувства кажутся словно чужими и не принадлежащими Я» (XIV, 423—424), Такое размывание границ Я, как пишет далее Фрейд, моЖг но вызвать также наркотическими веществами и медитативными упражнениями.; «Наше нынешнее чувство Я, — утверждает Фрейд, — является, следовательно, лишь; уменьшенным остатком широкомасштабного, более того, всеобъемлющего чувства,: соответствовавшего В1гутренней связанности Я с внешним миром» (XIV, 425). Пробле-: ма, по его мнению, состоит лишь в том, как сохраняется психическое содержание, воз-: никшее на самых ранних стадиях развития. Он приходит к выводу, что оно действительно может сохраняться и не всегда-разрушается, Если это так, то совершенно необязательно делать источником религии «океаническое» чувство, ибо, говорит ФреЙА»: «чувство только тогда может стать источником энергии, когда оно само является в¥г ражением сильной потребности. То, что религиозная потребность является производ-; ным инфантильной беспомощности и пробужденной ею тоски по отцу, кажется мне бесспорным, тем более что это чувство не просто тянется из детской жизни, а постоянно подкрепляется страхом перед всемогуществом судьбы» (XIV, 430). ■ щ

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...