В заключение следует добавить: Фрейд допускал, что образование общего невроза, делающее излишним личный невроз, равносильно вытеснению, а именно вытеснению совести, лучшего понимания, всего «более благородного». Указанием на эти взаимосвязи Фрейд заканчивает датированное 25 ноября 1928 года письмо Оскару Пфистеру, который критически отозвался о мыслях Фрейда по поводу религии (Pfister 1928,95-96): «Не знаю, догадались ли Вы о тайной связи "Неврачебного анализа" и "Иллюзии". В первой я хочу защитить психоанализ от врачей, во второй — от священников. Я хочу придать психоанализу положение, которого у него пока нет;

Ю-2751

положение светского пастыря, которое врачу не нужно, а священнику непозволительно» (Freud/Pfister 1963,136).

Наряду с ориентацией на познаваемое, на исследование, наряду с глубоким дове-рием к науке и верой в ее постоянный прогресс Фрейд выдвигает также требование«любви к людям», которая, по его мнению, должна занять место религии и представ-лять собой основную задачу культуры. Что'вкладывает Фрейд в слова «любовь к людям»,становится ясным из его приветственного послания Ромену Роллану (1926а): «Любовьк людям присуща и мне самому, но не в силу сентиментальности или потребности:в идеале, а по прозаичным экономическим соображениям, потому что в реальных усло-виях окружающего нас мира и из-за характера наших врожденных влечений я вынуж-ден был объявить ее столь же необходимой для сохранения рода человеческого, как, на-пример, и технику» (XIV, 553). -4

По всей видимости, этому же намерению обязана своим появлением в 1930 году, когда Фрейду была присуждена премия Гёте, следующая его работа' «Недомогание культуры».

«НЕДОМОГАНИЕ КУЛЬТУРЫ» (1930)

Согласно Ромену Роллану, источником религиозности является «особое чувство», «ощущение "вечности", чувство чего-то безмерного, безграничного, словно "океанического"» (XIV, 421 —422). На этот счет Фрейд выразил свою позицию так: «Я хотел бы сказать, что для меня оно имеет скорее характер умозрения, разумеется, не без сопут-ствующей эмоциональной окраски, но, впрочем, без нее не обходятся и другие мысли-; тельные акты подобной значимости. Что до меня, я мог бы не убеждать себя в изначальной природе такого чувства. Потому-то я и не вправе оспаривать его наличие; у других. Вопрос лишь в том, верно ли его толкуют и надо ли считать его "fons et origц" [Истоком и причиной (лат.) — Прим. перев.] всехрелигиозных потребностей» (XIV, 422—423). Затем Фрейд пытается Найти корни этого особого чувства «Самости». В ряде других ситуаций, например при сильной влюбленности, человеческому Я грозит утрата ощущения границ между собой и реальностью, и в результате возникает это чувство «океанического», первобытной стихии, которое хоть и постепенно оттесняется в процессе развития Я младенца, однако не исчезает и проявляется в регрессивных ситуациях даже у взрослого. Кроме того, примеры такого чувства известны из психопатологии, когда «части нашего собственного тела, более того, части собственной; душевной жизни, восприятия, мысли, чувства кажутся словно чужими и не принадлежащими Я» (XIV, 423—424), Такое размывание границ Я, как пишет далее Фрейд, моЖг но вызвать также наркотическими веществами и медитативными упражнениями.; «Наше нынешнее чувство Я, — утверждает Фрейд, — является, следовательно, лишь; уменьшенным остатком широкомасштабного, более того, всеобъемлющего чувства,: соответствовавшего В1гутренней связанности Я с внешним миром» (XIV, 425). Пробле-: ма, по его мнению, состоит лишь в том, как сохраняется психическое содержание, воз-: никшее на самых ранних стадиях развития. Он приходит к выводу, что оно действительно может сохраняться и не всегда-разрушается, Если это так, то совершенно необязательно делать источником религии «океаническое» чувство, ибо, говорит ФреЙА»: «чувство только тогда может стать источником энергии, когда оно само является в¥г ражением сильной потребности. То, что религиозная потребность является производ-; ным инфантильной беспомощности и пробужденной ею тоски по отцу, кажется мне бесспорным, тем более что это чувство не просто тянется из детской жизни, а постоянно подкрепляется страхом перед всемогуществом судьбы» (XIV, 430). ■ щ

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...