Океаническое чувство представляется Фрейду скорее первой попыткой религиозного утешения, «очередным способом отвергать опасности, угрожающие Я со стороны внешнего мира» (XIV, 430). Впрочем, он признается, что ему сложно оперировать «этими едва уловимыми величинами».

Далее Фрейд прямо ссылается на свою работу «Будущее одной иллюзии» (1927b), указав, что он называет религией ту систему заповедей и обещаний, которую называет религией всякий «обычный человек».

Религиозное поведение, ритуализированные действия Фрейд называет «столь явно инфантильными, столь оторванными от реальности, что человеколюбивому уму больно думать, какое множество смертных никогда не сумеет подняться над таким пониманием жизни» (XIV, 431). Но личный бог, по его мнению, все-таки лучше «безличного, смутного абстрактного принципа» (XIV, 432), выступающего в качестве рационалистического акта избавления.

Впрочем, Фрейд выступает за замещение религии наукой и искусством в соответствии с изречением Гёте: «У кого есть наука и искусство, у того есть и религия; у кого же нет ни того, ни другого, тот да обретет религию!» (XIV, 432).

Вопрос человека о цели жизни, о смысле своего бытия можно, пожалуй, отмести как неправомерный. Его «предпосылкой, — говорит Фрейд, — похоже, является то человеческое высокомерие, множество других проявлений которого мы уже знаем» (XIV 433). Для Фрейда идея цели жизни и есть религиозная система.

Далее он пытается разобраться в том, что сами люди «считают целью и смыслом своей жизни, чего требуют от жизни, чего хотят в ней достичь» (XIV, 433). В ответе на этот вопрос едва ли можно ошибиться: они хотят быть счастливыми; но это стремление — «всего лишь программа принципа удовольствия, устанавливающего цель жизни» (XIV, 434). Этим принципом определяется работа психического аппарата, однако «его программа находится в разладе со всем миром» (XIV, 434). А потому Фрейд приходит к неслыханному, невыносимому для человеческого нарциссизма тезису: «Намерения сделать человека "счастливым" план "творения" не предусматривал» (XIV, 434).

В связи с вопросом о том, как можно сделать человека счастливым, Фрейд обсуждает поучения старой житейской мудрости. В итоге он объявляет методом обретения счастья любовь. Половая любовь «дала нам сильнейшее переживание ощущения грандиозного удовольствия и тем самым образец нашему стремлению к счастью» (XIV, 441). Тут, правда, есть одно большое «но»: «Мы никогда не бываем более беззащитными перед страданием, чем когда любим, никогда не бываем более безысходно несчастными, чем когда теряем объект любви или его любовь» (XIV, 441). Кроме того, Фрейд предлагает детально разобраться в экономике либидо отдельного человека, чтобы обрести правильную меру счастья.

Обрести свою меру счастья человеку мешает, по мнению Фрейда, религия, поскольку она «навязывает всем один и тот же путь достижения счастья и защиты от страданий. Ее метода заключается в том, чтобы принизить ценность жизни и иллюзорным образом исказить картину реального мира, что предполагает запугивание интеллекта» (XIV, 443). Но он не думает, что высказал на эту тему много нового. Тем не менее полезно было бы задаться вопросом: почему людям так трудно стать счастливыми?

Счастью людей противостоит страдание. Причины его — «всемогущество природы», «бренность нашего тела», а также социальный фактор: «недостаточность учреждений, регулирующих взаимоотношения людей в семье, государстве и обществе» (XIV, 444). Но и в неспособности человека устанавливать лучшие правила Фрейд видит проявление «непобедимой природы . наших собственных психических качеств» (XIV, 445).

Фрейд отрицательно отвечает на вопрос, сделал бы человека счастливее возврат к более примитивному состоянию, то есть отказ от многих достижений культуры. При этом он ссылается на достижения науки и опирающейся на нее техники, которые, например, помогают людям дольше жить.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...