В письме к Лу Андреас-Саломе от 2 ноября 1914 года он высказывает убежде-' ние: «Мы органически не подходим для этой культуры», и продолжает: «Мы должнВ!I отступить, и некто неизвестный или нечто неизвестное, скрывающееся за судьбой; повторит этот культурный эксперимент с какой-нибудь другой расой» (Freud/Loti Andreas-Salome 1966, 23).

Общество и культура настолько тесно взаимосвязаны, что одно является выражением другого, а это означает, что человек сможет жить с другими только в той случае, если будет соблюдать определенные правила и обязанности взаимной по*-; мощи. Ведь человек способен выжить не как индивид, но в союзе со многими*. Поэтому для Фрейда народы и государства также являются «великими индивидами' человечества» (X, 328).

264

Важнейший исследовательский принцип Фрейда, исторический, выясняющий становление человека, в котором болезнь понимается как страдание человека от своих «реминисценций» (XVI, 56), также ведет к пониманию развития человечества и общества. Подобно отдельному человеку, «человечество как целое» может заболеть «бредовыми образованиями», к которым порой можно причислить, например, религиозные представления (ср. Freud, XIV, 353; Jones 1962, III, 411). Они также «обязаны своей властью наличию исторической истины, которую они извлекли из вытеснения забытой древности» (Freud, XVI, 56).

Таким образом, критика Фрейдом общества, культуры и религии всегда образует единство, различающееся лишь понятийно, подобно единству человека и единству всего человеческого рода, возникшему в результате филогенетического развития. Подтверждение этому мы находим у зрелого Фрейда, который все яснее сознавал, что «события истории человечества, взаимодействия между природой человека, развитием культуры и теми осадками древних переживаний, представителем которых выступает религия, являются лишь отражением динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я, которые психоанализ изучает у индивида, теми же процессами, повторенными на более широкой арене» (XVI, 32—33; ср. XIII, 265).

Тому, что составляет в человеке Оно, «носителю импульсов влечений», главной особенностью которого является «чуждость Я», помогает измениться и получить шансы на выживание Я человека, то есть управляющее устройство, испытывающее на себе воздействие внешнего мира. Сверх-Я, выделившееся из Оно, подчиняет Я и представляет «характерное для человека сдерживание влечений» (Freud, XIV, 32; XV, 79 etc.). Таким образом, понятие «Сверх-Я» подразумевает самые ранние запечатленные отношения ребенка с родителями, зависимый характер которых выходит за рамки индивида и имеет общественно-историческое измерение. Либидинозные и враждебные импульсы маленького ребенка по отношению к родителям интериоризируются и становятся «моральной инстанцией» в душе человека в той мере, в какой они были устранены в качестве содержаний влечений Оно.

Похоже, что мышление по аналогии Фрейд сделал общим принципом рассмотрения таких взаимосвязей. Не в этом ли причина того, что Фрейд, имея возможность всегда отталкиваться от индивидуума, казалось, пренебрегал общественными отношениями, имеющими собственную значимость и сущность? В одном тексте 1933 года, где Фрейд спорит с Марксом, читаем: «Если бы кто-нибудь сумел, в частности, показать, как эти различные моменты, общечеловеческие задатки влечений, их расовые вариации и культурные преобразования в условиях социальной системы, профессиональной деятельности и возможностей заработка тормозят и стимулируют друг друга, если бы кто-нибудь смог это сделать, то этим дополнением он превратил бы марксизм в настоящее обществоведение. Ибо и социология, которая занимается поведением людей в обществе, не может быть ничем иным, как прикладной психологией. Строго говоря, существуют только две науки: психология, чистая и прикладная, и естествознание» (XV, 194; см. также статью Э. Фе-дерна в этом томе).

Одно из знаменитых, часто цитируемых и программных положений Фрейда находится в конце 31-й лекции (1933) и гласит: «Где было Оно, должно стать Я» (XV, 86). Следующее же положение, важное для понимания взглядов Фрейда на общество, культуру и религию, раскрывает его основополагающие и вместе с тем критические воззрения на взаимоотношения между индивидом и человечеством: *Это является культурной работой, подобной осушению Зёйдер-Зе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...