В письме к Лу Андреас-Саломе от 2 ноября 1914 года он высказывает убежде-' ние: «Мы органически не подходим для этой культуры», и продолжает: «Мы должнВ!I отступить, и некто неизвестный или нечто неизвестное, скрывающееся за судьбой; повторит этот культурный эксперимент с какой-нибудь другой расой» (Freud/Loti Andreas-Salome 1966, 23).

Общество и культура настолько тесно взаимосвязаны, что одно является выражением другого, а это означает, что человек сможет жить с другими только в той случае, если будет соблюдать определенные правила и обязанности взаимной по*-; мощи. Ведь человек способен выжить не как индивид, но в союзе со многими*. Поэтому для Фрейда народы и государства также являются «великими индивидами' человечества» (X, 328).

264

Важнейший исследовательский принцип Фрейда, исторический, выясняющий становление человека, в котором болезнь понимается как страдание человека от своих «реминисценций» (XVI, 56), также ведет к пониманию развития человечества и общества. Подобно отдельному человеку, «человечество как целое» может заболеть «бредовыми образованиями», к которым порой можно причислить, например, религиозные представления (ср. Freud, XIV, 353; Jones 1962, III, 411). Они также «обязаны своей властью наличию исторической истины, которую они извлекли из вытеснения забытой древности» (Freud, XVI, 56).

Таким образом, критика Фрейдом общества, культуры и религии всегда образует единство, различающееся лишь понятийно, подобно единству человека и единству всего человеческого рода, возникшему в результате филогенетического развития. Подтверждение этому мы находим у зрелого Фрейда, который все яснее сознавал, что «события истории человечества, взаимодействия между природой человека, развитием культуры и теми осадками древних переживаний, представителем которых выступает религия, являются лишь отражением динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я, которые психоанализ изучает у индивида, теми же процессами, повторенными на более широкой арене» (XVI, 32—33; ср. XIII, 265).

Тому, что составляет в человеке Оно, «носителю импульсов влечений», главной особенностью которого является «чуждость Я», помогает измениться и получить шансы на выживание Я человека, то есть управляющее устройство, испытывающее на себе воздействие внешнего мира. Сверх-Я, выделившееся из Оно, подчиняет Я и представляет «характерное для человека сдерживание влечений» (Freud, XIV, 32; XV, 79 etc.). Таким образом, понятие «Сверх-Я» подразумевает самые ранние запечатленные отношения ребенка с родителями, зависимый характер которых выходит за рамки индивида и имеет общественно-историческое измерение. Либидинозные и враждебные импульсы маленького ребенка по отношению к родителям интериоризируются и становятся «моральной инстанцией» в душе человека в той мере, в какой они были устранены в качестве содержаний влечений Оно.

Похоже, что мышление по аналогии Фрейд сделал общим принципом рассмотрения таких взаимосвязей. Не в этом ли причина того, что Фрейд, имея возможность всегда отталкиваться от индивидуума, казалось, пренебрегал общественными отношениями, имеющими собственную значимость и сущность? В одном тексте 1933 года, где Фрейд спорит с Марксом, читаем: «Если бы кто-нибудь сумел, в частности, показать, как эти различные моменты, общечеловеческие задатки влечений, их расовые вариации и культурные преобразования в условиях социальной системы, профессиональной деятельности и возможностей заработка тормозят и стимулируют друг друга, если бы кто-нибудь смог это сделать, то этим дополнением он превратил бы марксизм в настоящее обществоведение. Ибо и социология, которая занимается поведением людей в обществе, не может быть ничем иным, как прикладной психологией. Строго говоря, существуют только две науки: психология, чистая и прикладная, и естествознание» (XV, 194; см. также статью Э. Фе-дерна в этом томе).

Одно из знаменитых, часто цитируемых и программных положений Фрейда находится в конце 31-й лекции (1933) и гласит: «Где было Оно, должно стать Я» (XV, 86). Следующее же положение, важное для понимания взглядов Фрейда на общество, культуру и религию, раскрывает его основополагающие и вместе с тем критические воззрения на взаимоотношения между индивидом и человечеством: *Это является культурной работой, подобной осушению Зёйдер-Зе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...