Следующий вопрос Фрейд разбирает более подробно: в чем сущность культуры?

При этом он характеризует культуру как «всю сумму достижений и институтов . уводящих нашу жизнь от жизни наших животных предков, и служащих двум целям: защите людей от природы и регулированию отношений между людьми» (XIV, 448—449). Сюда, по его мнению, относятся использование орудий труда, добывание огня, строительство жилищ. Он напоминает о том, чего достиг человек благодаря науке и технике, а также о том, что человек становится, так сказать, своего рода «богом на протезах» (XIV, 451), «когда использует все свои вспомогательные органы», но при этом он не чувствует себя счастливым. Далее Фрейд перечисляет «бесполезные вещи», которые человек, однако, делает именно как культурное существо: устраивает цветники, украшает дома, наводит чистоту и порядок. Порядок человек, скорее всего, заимствовал у природы: он представляет собой «своего рода навязчивое повторение: будучи единожды установлен, он диктует, когда, где и как следует действовать, чтобы в каждом аналогичном случае избежать проволочек и колебаний. Благотворность порядка бесспорна, он позволяет человеку наилучшим образом использовать пространство и время, экономя его психические силы» (XIV, 453); тем более удивительно, что человека лишь с огромным трудом «молено приучить к подражанию небесным образчикам» (XIV, 453).

Согласно Фрейду, в культуру человека входят в первую очередь высшие виды психической деятельности: религиозные системы, философские спекуляции и «идеальные образования» людей. Особое внимание Фрейд уделяет отношениям людей друг с другом, посколысу они — исходный момент культуры, Совместная жизнь людей становится возможной, только когда «складывается большинство, которое сильнее любого индивида и которое сплачивается против каждого в отдельности. Власть этого сообщества в форме "права" противостоит власти отдельного человека, осуждаемой как "грубая сила". Эта замена власти индивида властью сообщества представляет собой решающий шаг культуры» (XIV, 454—455). Члены сообщества ограничивают таким образом возможности удовлетворения. Кроме того, необходимо удостовериться, что все они взаимодействуют между собой на принципах равенства.

Особо подчеркнем: Фрейд не причислял личную свободу к плодам культуры, ибо она в целом существовала до всякой культуры и, как он говорит, «в большинстве случаев не ценилась, потому что индивид едва ли был в состоянии ее защитить.- Стремление к свободе направлено, таким образом, против определенных форм или притязаний культуры, а то и против культуры вообще» (XIV, 455) — оно относится к необузданной части личности. Правда, человек, «полеалуй, всегда будет защищать свои притязания на личную свободу от воли масс», — говорит Фрейд в этой связи (XIV, 456).

Таким образом, для Фрейда развитие культуры в итоге становится процессом, меняющим «задатки человеческих влечений», «удовлетворение которых является, однако, экономической задачей нашей жизни» (XIV, 456). Тем самым культурный процесс приобретает сходство с развитием либидо. Эти требования культуры, по мнению Фрейда, стали причиной врал<дебного отношения к ней; ведь «нелегко уразуметь, как можно лишить влечение возмолености удовлетворения. Это вовсе не так безопасно, — продолжает Фрейд, — и если подобный отказ не компенсировать экономически, следует ожидать самых серьезных нарушений» (XIV, 458).

В следующем разделе Фрейд еще упорнее старается докопаться до источника культурного развития (см. также статью Ф. фон Боксберга в этом томе). Он утверждает, что первобытный человек расценивал других людей, особенно членов своей семьи, как товарищей в труде. В предшествовавший период человек обнаружил, что его сексуальное желание стало для него «постоянным жильцом» и хотел поэтому держать свои сексуальные объекты при себе. Самки доставались более сильным самцам еще и потому, что тем самым обеспечивалась защита их потомства. В такой семье «произвол вожака» (XIV, 459) был еще неограничен. Как указывает здесь Фрейд, в книге «Тотем и табу» (1912—1913) он описал путь, ведущий от подобной семьи к совместной жизни в виде «братств». Предписания табу были первым «правом». Фрейд подводит итог «Совместная жизнь людей обусловливалась, стало быть, двояким образом: принуждением к труду, то есть внешней необходимостью, и властью любви, не желавшей лишиться со стороны мужчины сексуального объекта в виде женщины, а со стороны женщины — отделившейся от нее частицы, ребенка Эрос вместе с ананке стали и прародителями человеческой культуры» (XIV, 460).

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...