Таким образом, все больше людей жило в сообществе; правда, не всех связывало сексуальное удовлетворение как таковое, существовали также и сдержанные в отношении цели нежные чувства, например дружба, С одной стороны, культура, — говорит Фрейд, — «собирала людей в большие объединения», с другой — именно семья не предоставляла свободы индивиду (XIV, 462).

Фрейд называет здесь женщин хранительницами интересов семьи и половой жизни. Способность к сублимации влечений у них, полагает Фрейд, меньше, чем у мужчин. Поэтому культурная работа «все более становилась мужским делом» (XIV, 463).

В основе культурного процесса, согласно Фрейду, лежат в качестве определяющего фактора и хозяйственные отношения. Давление экономических отношений, по его мнению, отнимает у сексуальности «большое количество психической энергии» (XIV, 464). Он приходит к выводу, что сексуальная жизнь в западноевропейской культуре серьезно нарушена, и она в значительной мере утратила способность служить источником счастья.

Однако, по мнению Фрейда, не только преграды на пути удовлетворения сексуальности мешают человеку быть счастливым. Далее он разбирает «одно из идеальных требований культурного общества» (XIV, 468), а именно заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», и заключает, что эта заповедь — непосильное требование для человека. Это чрезмерное требование, как он считает, проистекает из другого сильнейшего влечения человека — агрессивной наклонности.

Склонность к агрессии, эта первичная враждебность человека, угрожала устоям культурного общества. Эта мысль прямо выражается в приводимом ниже отрывке: «Культура должна напрячь все силы, чтобы определить границы агрессивным влечениям людей, не дать ее проявлениям разрастись через психические реактивные образования. Отсюда и обращение к методам, призванным побудить людей к идентификациям и любовным отношениям, сдержанным с точки зрения цели, отсюда ограничения сексуальной жизни и отсюда же идеальная заповедь возлюбить ближнего, как самого себя, в действительности оправданная тем, что нет ничего, что бы так сильно противоречило исконной природе человека» (XIV, 471).

Склонность человека к агрессии не уменьшается с упразднением частной собственности, за которую ратуют коммунисты (XIV, 472); это, если учесть психологию человека, лишь «зыбкая иллюзия» (XIV, 473). Фрейд возражает своим оппонентам в следующем примечании: «Того, кто в свои юные годы познал ужасы нищеты, испытал презрение и высокомерие имущих, никак не заподозришь, что он не понимает и не сочувствует стремлению бороться за имущественное равенство людей и всему, что с этим сопряжено. Но если такая борьба ведется под лозунгом абстрактной справедливости и равенства людей, напрашивается возражение, что, наделив людей в высшей степени неодинаковыми физическими и умственными задатками, природа Утвердила несправедливость, которую нельзя устранить» (XIV, 472).

Отняв у человека собственность, мы нисколько не уменьшим действующих в нем агрессивных наклонностей, а только лишим их некоторых возможностей проявления. Все равно у кого-то сохранятся преимущества, например в сфере половых отношений, «способные стать источником сильнейшего недовольства и крайней враждебности среди людей, равных во всех прочих отношениях. Если же устранить и это неравенство полным освобождением половой жизни . то при всей невозможности предсказать, какими новыми путями пойдет развитие культуры, можно ожидать, что эта неискоренимая черта человеческой природы последует за ней и по ним» (XIV, 473).

Ничего не меняется здесь, по мнению Фрейда, и в малых группах людей, например в субкультуре; проблема лишь смещается на аутсайдеров той или иной группы, которая ради своего функционирования делает из них козлов отпущения.

В ходе дальнейшего обсуждения Фрейд детально останавливается на экономике влечений индивида и делает свои выводы относительно культурного развития человечества в целом. Он прослеживает развитие своей теории влечений от стадии становления до стадии переработки в свете гипотезы о «влечении к смерти», выдвинутой им в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), — стремлении, проявляющемся обычно лишь в виде сплава с эросом, сексуальным влечением «Умеренное и укрощенное, так сказать, сдержанное в отношении цели, направленное на объекты деструктивное влечение должно обеспечить Я человека удовлетворение его жизненных потребностей и власть над природой» (XIV, 480).

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...