подобная апелляция имеет смысл лишь «если они [установки] отражают сущестпенные черты общности членов группы» (XVI, 19). Фрейд ссылается здесь на «панэллин-скую идею», «христианское чувство общины», а также на чаяния, сопутствующие «большевистскому мышлению»; все это себя не оправдало, потому что заменить реальную власть властью идей не удалось. Было бы ошибкой забывать,что «первоначально право было грубой силой, да и сегодня оно по-прежнему не может обойтись без насилия» (XVI, 19-20).

В этой связи Фрейд излагает часть психоаналитической теории влечений; «Вле-чения человека бывают только двух видов — нацеленные либо на сохранениеи объединение (мы называем их эротическими в точном соответствии с понятиемэроса у Платона в "Пире", или сексуальными, сознательно расширяя расхожее по-нятие сексуальности), либо на разрушение и смерть (мы называем их влечениемагрессивным, или деструктивным)» (XVI, 20). Все человеческие деяния можно выве-сти из различных комбинаций этих двух основных групп влечений. Часть влеченийагрессивного типа связывается в человеке благодаря построению им самим идеала,который берет власть над Я. Далее Фрейд словно извиняется перед Эйнштейномза то, что предложил ему «своего рода мифологию», которая, однако, сходна с мифо-логией естествознания (XVI, 22). - ■

Наконец, Фрейд называет пути предотвращения войны. Против деструктивного влечения должен быть «мобилизован» его противник, эрос (XVI, 23) — как сила, с одной стороны, рождающая отношения любви между людьми, а с другой стороны, сплачивающая людей, позволяющая им идентифицироваться друг с другом. Важным моментом в этом вопросе, по Фрейду, является и элитарное мышление, исходящее из того, что одни люди от природы более склонны управлять, а другие подчиняться. Правда, тогда эти правящие верхи общества должны быть такими, чтобы другие шли под их начало добровольно и охотно.

Однако идеальным состоянием, по его мнению, была бы «общность людей, подчинивших жизнь влечений диктатуре разума. Ничто иное не способно вызвать столь совершенное и прочное единение людей, даже при отказе от эмоциональных связей между ними. Но, по всей вероятности, надежда эта утопическая» (XVI, 24).

Далее Фрейд уточняет, почему он против войны. Он говорит, что война очень многое разрушает; что войной в ее современных формах уже не достигается ни один героический идеал; что будущая война, скорее всецо, уничтожит обоих противников.

Можно спорить о том, вправе ли общество распоряжаться жизнью отдельного человека, надо ли, учитывая агрессивность некоторых наций, вооружаться другим народам Но главный довод Фрейда таков: «Мы пацифисты, ибо должны быть ими в силу органических причин» (XVI, 25), неприятие войны «заложено в нас конституцией» (XVI, 26). Для Фрейда культурный процесс есть «процесс органический» (XVI, 26), сопоставимый с одомашниванием определенных видов животных, и наряду с физическими изменениями он несет с собой также изменения психические. Последние «состоят во все большем смещении целей влечений и ограничениях импульсов влечений. Ощущения, которые для наших предков были приятными, стали нам безразличны, а то и невыносимы. Если меняются наши этические и эстетические идеальные требования, за этим стоят органические причины. Среди психологических особенностей культуры две представляются особо важными: усиление интеллекта, который начинает подчинять себе жизнь влечений, и интернализация агрессивной наклонности со всеми ее благотворными и опасными последствиями» (XVI, 26).

Он заканчивает это письмо общим положением: «Все, что содействует культурному развитию, одновременно работает против войны» (XVI, 27). Из письма ясно, что критикуя культуру, Фрейд мучается сомнениями. Утвердить мир на земле должны, с одной стороны, отношения симпатии между людьми, окрашенные либидинозными чувствами, но с другой — куда более могущественные и действенные формы поведения, продиктованные разумом.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...