«Величие религии» (XV, 174) в том, что она дает людям три вещи, которые наука в таком изобилии дать не может; религия «объясняет им происхождение и развитие мира, обеспечивает им защиту и конечное счастье среди всех превратностей жизни, управляет их помыслами и поступками с помощью заповедей, которые представляет всем своим авторитетом» (XV, 174).

Психоаналитическая наука добавляет к этому, что религиозный человек представляет себе сотворение мира так, как представляет себе собственное возникновение. По этой причине защита и помощь остаются такими же, как в начале человеческой жизни, изменяются лишь их форма и мера. Этическое же требование к людям хорошо вписывается в эту детскую ситуацию. Далее в этой лекции Фрейд снова обращается к происхождению религии, о чем он говорил в работе «Тотем и табу» (1912-1913). Но теперь уже «научный дух наконец дерзнул решиться на проверку самых важных и аффективно ценностных частей религиозного мировоззрения» (XV, 180). Фрейд напоминает о том, что не защита и счастье сопровождают людей в их жизни, что жизнь людей определяют «темные, бесчувственные и жестокие силы» (XV, 180), что система поощрения и наказания, приписываемая потусторонним силам, не существует, и это в свою очередь дает повод «отказаться от элемента одушевленности, доставшегося религии от анимизма» (XV, 180). Впрочем, и этические требования к людям нуждаются в ином, не религиозном, обосновании.

Фрейд говорит, что в борьбе «научного духа с религиозным мировоззрением» психоанализ, который прежде не прибегал к оружию полемики, «занимает . четкую позицию» (XV, 182).

При этом он приводит доводы религии против науки и опровергает их один за другим. Во-первых, религия, как утверждают ее адепты, представляет собой феномен, который наука не может сделать предметом исследования, нечто «неприкосновенное, превосходящее всякое человеческое разумение, к чему нельзя подступиться с мудрствующей критикой» (XV, 182). На это Фрейд возражает, что утверждение религии о неприменимости к ней человеческих мерок на том основании, что она дана нам через «откровение духа» (XV, 183), есть petitio principь, то есть логически порочный круг. Далее Фрейд обращает аргументы религии против нее же самой и заявляет, что как раз религия вторгается в сферу научного мышления и чинит ему препоны. Религия не имеет права «как-либо ограничивать мышление, а значит нет и права исключать себя из сферы применения мышления» (XV, 184). Научное мышление всячески пытается отгородиться от индивидуальных факторов и аффективных влияний, проверяет надежность чувственных восприятий, ставит опыты и тем самым стремится «достичь соответствия с реальностью, то есть с тем, что существует вне нас, независимо от нас, и, как нас учит опыт, является решающим для исполнения или неисполнения наших желаний. Это соответствие с реальным внешним миром мы называем истиной. Она остается целью научной работы, даже если мы оставляем в стороне ее практическое значение» (XV, 184).

Далее Фрейд говорит о запрете на научное мышление, «к которому прибегает религия в целях самосохранения» (XV, 185). Он небезопасен людям, ибо приводит к торможению мышления, которое может распространиться и на другие области психики. И наоборот, человеческий разум и его «диктатура в психической жизни людей» (XV, 185) является «нашей главной надеждой на будущее». И здесь Фрейд, можно сказать, оптимистически продолжает:'«Сущность разума — залог того, что он обязательно отведет достойное место эмоциональным побуждениям человека и тому, что ими определяется. Вместе с тем общая непреложность такого господства разума окажется самой прочной объединяющей связью между людьми и проторит путь к дальнейшему сплочению» (XV, 185).

Далее Фрейд пытается защититься от нападок религии на науку, утверждающей, что наука якобы «уже много чего^редлагала» и всякий раз выдает за истину последнее заблуждение. Фрейд перечисляет многочисленные научные открытия и подчеркивает, что у нас есть все основания с уверенностью смотреть в будущее науки. В последнем разделе Фрейд упоминает и другие мировоззрения, «противостоящие научному» (XV, 189).

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...