Поскольку в политической обстановке того времени эта работа казалась Фрейду очень опасной для дела его жизни, психоанализа (ср. Freud, XVI, 156-157; Freud/Zweig 1968, 102-103), он опубликовал только первые две части в журнале «Imago» (1937), После вынужденной эмиграции Фрейда в Англию в июне 1938 года опасность для него и для психоанализа почти миновала, о чем он говоритчво втором примечании к третьей части своей работы, вновь обращаясь к выводам, изложенным им еще в 1912—1913 годах в книге «Тотем и табу»: «С тех пор я уже не сомневался, что религиозные феномены можно понять лишь по образцу знакомых нам невротических симптомов у индивида, как возвращение давно забытых важных процессов в ранней истории человеческой семьи и что своим навязчивым характером они обязаны именно такому происхождению, а потому воздействуют на людей благодаря той исторической истине, которую несут в себе. Сомнение у меня вызывает лишь вопрос, удалось ли мне доказать эти тезисы на взятом здесь примере еврейского монотеизма» (XVI, 160),

Обратимся теперь к опубликованной в первом номере журнала «Imago» за 1937 год первой части этой книги, целиком вышедшей в 1939 году в Голландии. В начале этого «исторического романа» Фрейд извиняется за то, что сделал Моисея египтянином.

Для Фрейда первым доводом в пользу того, что Моисей, «освободитель, законодатель и основатель религии» (XVI, 103), был по происхождению не евреем, а потомком знатного египетского рода, служит само его египетское имя (Мозе). Второй аргумент Фрейд заимствует из мифа.

Он связывает рождение Моисея с мифом о рождении героя (ср. Rank, 1922). В мифе отец преследует ребенка, рожденного вопреки его воле. Герой же отважно восстает против отца и побеждает его. «Первые детские годы, — пишет Фрейд, — проходят под знаком небывалой переоценки отца, в ходе которой король и королева в снах и сказках всегда означают только родителей, позднее же соперничество и реальное разочарование приводят к разрыву с родителями, появляется критическое отношение к отцу. Обе семьи в мифе, знатная и бедная, являются, следовательно, двумя отражениями собственной семьи как она представляется ребенку на разных стадиях его жизни» (XVI, 109).

На примере мифа о подкинутом ребенке Фрейд рассматривает историю Моисея и приходит к выводу: «Моисей — египтянин, возможно, знатного рода, которого предание сделало евреем» (XVI, 112). Во второй части книги — «Когда Моисей был египтянином .» — Фрейд пытается ответить на вопрос, что могло побудить знатного египтянина стать во главе презренного племени «культурно отсталых чужаков-переселенцев» (XVI, 115) и вместе с ними покинуть родину. Как же относится религия этого Моисея к религии египтян?

Здесь Фрейд проводит параллель между религией Моисея и Атона — монотеизмом, неожиданным для того времени, когда в Египте господствовали политеистические верования. Гимны Атону напоминали, считает Фрейд, псалмы, восхваляющие еврейского бога. Однако этот воинствующий монотеизм в Египте прекратил свое существование вместе с XVIII династией около 1350 года до рождества Христова После всеобщей смуты страна вернулась к старой религии. Особо следует подчеркнуть, что из религии Атона «было изгнано все мифическое, магическое и волшебное» (XVI, 122), чем она резко отличалась от религии народа.

Религия Атона и была религией Моисея, ее-то он и передал еврейскому народу. Эта Моисеева религия, о которой, согласно Фрейду, мы знаем от еврейских священников периода, последовавшего за исходом евреев из Египта, состоит в исповедании верховного божества Адоная, формулируемом в словах «Слушай, Израиль, наш бог Атон (Адонай) — единственный Бог» (XVI, 123). Лишь тогда еврейская религия навсегда отказалась от поклонения солнцу как высшему божеству. Важно также, что Моисей ввел обычай обрезания у евреев; это еще одно указание на то, что религия Моисея была религией Атона

Поскольку же в Египте религию Атона преследовали, иного выбора Моисею не оставалось.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...