Энергия Моисея, его качества вождя позволили ему стать предводителем группы семитских племен и увести их из Египта. Целью странствия была земля Ханаан; «После падения египетского владычества туда, захватывая и грабя города, вторглись полчища воинственных арамейцев, показав таким образом место, где хваткий народ мог получить новые земли во владение. Мы знаем об этих завоевателях из рукописей, найденных в 1887 году в руинах Амарны. Этот народ назван там "хабиру", и это имя (неизвестно как) перешло на вторгшихся позднее евреев — хебрэер» (XVI, 128).

Перечисляя черты характера Моисея, Фрейд говорит, что он был гневен, вспыльчив, горяч и «косноязычен»: возможно, язык был для него чужим, ведь как-никак он был египтянином.

Фрейд переходит к трудному моменту; как обнаружили историки, народ Израиля сплотило событие, случившееся к югу от Палестины, в оазисе Мерибат-Кадеш. Там евреи переняли культ Яхве, вулканического божества, обитавшего на горе Си-най-Хорев. Это был злой, кровожадный демон, который выходил по ночам и боялся дневного света (XVI, 133). Этот бог открылся некоему Моисею, пастуху, и тот стал затем ему служить. Фрейд говорит: «Мы не можем отделаться от впечатления, что этот Моисей в Кадеше и у мидианитяи, которому традиция ухитрилась приписать даже изготовление идола-исцелителя, медного змея, — совсем не тот человек, чем выведенный нами знатный египтянин, открывший народу религию, в которой строжайшим образом порицались любое колдовство и магия. Наш египетский Моисей отличается от мидианитского Моисея, пожалуй, не меньше, чем вселенский бог Атон от хозяйничавшего на священной горе демона Яхве» (XVI, 135).

Далее Фрейд приводит взятое им у Селлина важное предположение: «Основатель религии Моисей был убит во время бунта своим упрямым и строптивым народом Тогда же была заброшена и основанная им религия» (XVI, 136; ср. также 160). Фрейд продолжает развивать свою мысль: еврейская «нация возникла путем слияния двух частей» (XVI, 137), причем одну часть, пришедшую из Египта, составляли культурно более развитые племена и левиты, про которых говорится, что их принадлежность к одному из двенадцати колен Израилевых неясна, но были они людьми Моисея. Это племя смешалось с народом, среди которого оно жило, но сохранило верность своему господину и его учению, что видно из обычая обрезания. А так как «люди Моисея придавали столь большое значение своему исходу из Египта, это их избавление тоже было объявлено заслугой Яхве, а само событие приукрашено деталями, свидетельствовавшими о грозном величии божества вулкана: так, бог шествовал перед народом в виде тучи, ночью же обращался столпом огненным или насылал бурю, от которой расступилось на время море, чтобы потопить погоню во вновь нахлынувших водах» (XVI, 140).

И хотя выходит, что с памятью Моисея обошлись нехорошо, но зато, согласно Фрейду, его поставили на место мидианитского жреца с горы Синай-Хорев. «Тем самым был, так сказать, достигнут компромисс: влияние Яхве, обитавшего на горе в земле мидианитян (земля Мадианская в синодальном переводе Библии. — Прим. переб.), распространили на Египет, но зато жизнь и деяния Моисея перенесли в Ка-деш и в земли к востоку от Иордана. Так он слился с образом человека, основавшего позднее религию, с зятем мидианитянина Иофора/Йетро, передав ему свое имя Моисей. Но об этом другом Моисее нам ничего толком не известно, его совершенно заслонил другой Моисей, египетский» (XVI, 141). Этот новый, психический Моисей спустился к евреям, «сделал их своим народом; они стали его "избранным народом"» (XVI, 146).

По прошествии немалого времени — «от исхода из Египта до составления Эзрой и Неемией свода библейских текстов минуло около 800 лет» — религия Яхве прошла путь обратного развития до «совпадения, а то и отождествления с первоначальной религией Моисея. В этом — главный итог и роковое содержание истории еврейской религии» (XVI, 148).

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...