Энергия Моисея, его качества вождя позволили ему стать предводителем группы семитских племен и увести их из Египта. Целью странствия была земля Ханаан; «После падения египетского владычества туда, захватывая и грабя города, вторглись полчища воинственных арамейцев, показав таким образом место, где хваткий народ мог получить новые земли во владение. Мы знаем об этих завоевателях из рукописей, найденных в 1887 году в руинах Амарны. Этот народ назван там "хабиру", и это имя (неизвестно как) перешло на вторгшихся позднее евреев — хебрэер» (XVI, 128).

Перечисляя черты характера Моисея, Фрейд говорит, что он был гневен, вспыльчив, горяч и «косноязычен»: возможно, язык был для него чужим, ведь как-никак он был египтянином.

Фрейд переходит к трудному моменту; как обнаружили историки, народ Израиля сплотило событие, случившееся к югу от Палестины, в оазисе Мерибат-Кадеш. Там евреи переняли культ Яхве, вулканического божества, обитавшего на горе Си-най-Хорев. Это был злой, кровожадный демон, который выходил по ночам и боялся дневного света (XVI, 133). Этот бог открылся некоему Моисею, пастуху, и тот стал затем ему служить. Фрейд говорит: «Мы не можем отделаться от впечатления, что этот Моисей в Кадеше и у мидианитяи, которому традиция ухитрилась приписать даже изготовление идола-исцелителя, медного змея, — совсем не тот человек, чем выведенный нами знатный египтянин, открывший народу религию, в которой строжайшим образом порицались любое колдовство и магия. Наш египетский Моисей отличается от мидианитского Моисея, пожалуй, не меньше, чем вселенский бог Атон от хозяйничавшего на священной горе демона Яхве» (XVI, 135).

Далее Фрейд приводит взятое им у Селлина важное предположение: «Основатель религии Моисей был убит во время бунта своим упрямым и строптивым народом Тогда же была заброшена и основанная им религия» (XVI, 136; ср. также 160). Фрейд продолжает развивать свою мысль: еврейская «нация возникла путем слияния двух частей» (XVI, 137), причем одну часть, пришедшую из Египта, составляли культурно более развитые племена и левиты, про которых говорится, что их принадлежность к одному из двенадцати колен Израилевых неясна, но были они людьми Моисея. Это племя смешалось с народом, среди которого оно жило, но сохранило верность своему господину и его учению, что видно из обычая обрезания. А так как «люди Моисея придавали столь большое значение своему исходу из Египта, это их избавление тоже было объявлено заслугой Яхве, а само событие приукрашено деталями, свидетельствовавшими о грозном величии божества вулкана: так, бог шествовал перед народом в виде тучи, ночью же обращался столпом огненным или насылал бурю, от которой расступилось на время море, чтобы потопить погоню во вновь нахлынувших водах» (XVI, 140).

И хотя выходит, что с памятью Моисея обошлись нехорошо, но зато, согласно Фрейду, его поставили на место мидианитского жреца с горы Синай-Хорев. «Тем самым был, так сказать, достигнут компромисс: влияние Яхве, обитавшего на горе в земле мидианитян (земля Мадианская в синодальном переводе Библии. — Прим. переб.), распространили на Египет, но зато жизнь и деяния Моисея перенесли в Ка-деш и в земли к востоку от Иордана. Так он слился с образом человека, основавшего позднее религию, с зятем мидианитянина Иофора/Йетро, передав ему свое имя Моисей. Но об этом другом Моисее нам ничего толком не известно, его совершенно заслонил другой Моисей, египетский» (XVI, 141). Этот новый, психический Моисей спустился к евреям, «сделал их своим народом; они стали его "избранным народом"» (XVI, 146).

По прошествии немалого времени — «от исхода из Египта до составления Эзрой и Неемией свода библейских текстов минуло около 800 лет» — религия Яхве прошла путь обратного развития до «совпадения, а то и отождествления с первоначальной религией Моисея. В этом — главный итог и роковое содержание истории еврейской религии» (XVI, 148).

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...