Фрейд сводит тут воедино важные события: Моисея, ставшего властителем и тираном — в письме Арнольду Цвейгу Фрейд как-то даже назвал его «ярым антисемитом» (Schur, 1973, 551), — насильственно устраняют. Однако по прошествии времени о его убийстве пожалели и в конце концов попытались забыть. Тем не менее части народа Моисей передал свое «более одухотворенное представление о боге, идею единого, вселенского божества, сколь милостивого, столь и всемогущего, отвергшего всякую магию и церемониал, провозгласившего высшей целью людей жить по правде и справедливости» (XVI, 151).

Так сохранилась традиция Моисеева бога. «Никто не сомневается, что только идея этого другого бога позволила народу Израиля вынести все удары судьбы и дожить до наших дней», — пишет критик религии Фрейд (XVI, 152), который здесь, говоря о пророках еврейского народа, едва скрывает восхищение жизнью в «маате», то есть в истине и справедливости.

Еврейская нация образовалась из двух племенных групп и двух царств, и у нее «два основателя религии с одним и тем Лче именем Моисей, которых мы должны различать. Все эти двойственности суть неизбежные следствия самой первой — того, что одна часть народа испытала переживание, которое следовало бы назвать крайне травматическим, тогда как другую оно миновало» (XVI, 154).

В третьей части своей книги Фрейд, снова напомнив события истории, от исторических экскурсов переходит к психологическим рассуждениям.

Время, когда могла утвердиться Моисеева религия, напомнило ему латентный период в истории развития индивида, в частности «инкубационный период» при травматическом неврозе. Правда, говоря о религии Моисея, мы имеем дело с феноменом из области психологии масс, но у этого феномена имеется полная аналогия в психической жизни отдельного человека. Кроме того, чтобы справиться с инстинктивными желаниями, человеческому Я нужно время. Наконец, еще одним моментом для сравнения, по мнению Фрейда, является в этом контексте народное предание: чем оно туманней, тем богаче здесь почва для человеческой фантазии.

Однако в травматическом неврозе в качестве «постулата» (XVI, 177) он усматривает аналогию Между религиозными феноменами, которые следует отнести к психологии масс, и индивидуально-психологическими процессами. Для развития невроза характерно, что он восходит «всегда и везде к очень ранним впечатлениям детства» (XVI, 177). Следующий важнейший момент в возникновении невроза заключается в том, что эти переживания, запечатленные в первые пять лет жизни, в той или иной мере забываются. При этомтаки&лереживания, когда-то крайне важные для ребенка, постоянно накладываются на новые, свежие впечатления и стремятся превратиться в реальность, но что-то в человеке противится тому, чтобы пережить эти события еще раз. Такой конфликт может зайти настолько далеко, что внутренняя, психическая реальность начинает перекрывать реальность внешнего мира. В таком случае бессознательные желания и фантазии человека перекраивают, трансформируют внешний мир.

Фрейд дает здесь сжатую формулу этой ситуации: «Ранняя травма — защита — латентный период — начало невротического заболевания — частичное возвращение вытесненного» (XVI, 185).

Примерно то же приложимо и к «жизни рода человеческого» (XVI, 186): «Следовательно, и здесь шли процессы сексуально-агрессивного содержания, которые оставили по себе стойкий след, но большей частью были вытеснены и забыты; позднее, после длительного латентного периода, они вновь напомнили о себе, породив феномены, структурой и направленностью напоминающие невротические симптомы» (XVI, 186), К таким симптомам относятся религиозные феномены. Далее Фрейд поясняет свои выводы из книги «Тотем и табу» (1912—1913), Догматы веры в разных религиях, будучи психическими реалиями, несут историческое зерно, историческую истину.

История человечества отразилась и в «архаическом наследии» (XVI, 204), которое содержит следы воспоминаний, общих для всех людей. Это, по мнению Фрейда, позволяет «навести мосты» между индивидуальной психологией и психологией масс.

Страницы: 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...