Далее Фрейд дает волнующий ответ на вопрос, почему евреи, не принявшие но- I вую христианскую религию, еще больше обособляются от других религий, а потому I подвергаются нападкам и гонениям со стороны последних. Причина — обвинение | евреев в том, что «"они не желают признаться, что убили Отца, тогда как мы в этом I сознались и тем очистились от греха". Теперь-то нам ясно, сколько правды стоит I за этим упреком» (XVI, 246Х

Фрейд завершает книгу рассуждением о живучести еврейской «индивидуаль- | ности» (XVI, 246) в ходе истории человечества.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Идеи Фрейда, связанные с критикой общества, культуры и религии, выросли из его психоаналитической практики. Хотя логически вывести их оттуда невозможно, именно она придала им просветительский характер; к тому же Фрейд всегда считал, что общество, культура и религия имеют свои корни в индивиде. Пусть Фрейд не столь озабочен систематическим изложением философских взглядов, но в этих сочинениях видна его убежденность в возможности переноса результатов изучения индивида на человеческое поведение в целом, в том числе в его общественных, культурных и религиозных аспектах. Всю свою жизнь он философствовал, то есть размышлял, искал рациональные объяснения. В теории познания он всегда оставался критическим реалистом докантианской складки. Он верил, что человеческий разум способен на большее, чем простая фальсификация (ср. Albert, 1971; Popper, 1973). Он верил в его способность различать интерес и умение проникать в предмет (ср. Habermas, 1968). Он всегда приписывал мыслящему субъекту-человеку способность и потребность выявить в своем мышлении следы влияния социоэкономических условий и общими усилиями эти условия менять (Schneider, 1973). Но как бы сурово ни критиковал Фрейд существующее общество и культуру, он никогда не давал указаний к действию и не предлагал ориентированных на действие социальных теорий. Особенно он остерегался во имя какой-либо идеологии отказывать человеку в праве на самостоятельные решения или хоть как-то ущемить это право.

По какой поддающейся проверке (XIV, 352, 372) или отстаиваемой большинством людей системе ценностей надо теперь судить об этих работах Фрейда?

Для этого следовало бы привлечь нынешнюю теорию науки, в частности методы общественных наук. Однако сам Фрейд не считал их науками и как психолог требовал применения к психоанализу эмпирических научных методов. Возможно, оттого-то после смерти Фрейда для одних его убеждения и научные выводы превратились в мифологемы, других же побудили действовать и добиваться, чтобы гуманизирующий процесс разумного осмысления и осознания приобрел в обществе статус нового процесса ритуализации.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...