Часто ставя вопрос о феномене религии, он пытается с помощью человеческого разума вернуть религию на землю и квалифицировать как симптом, то есть реактивное образование, в сущности тождественное болезненным реакциям человека.

Такой взгляд дает ему также ключ к культурным и общественным явлениям человеческого бытия. Психологическое объяснение этих феноменов превращается тем самым в их перманентную критику. Психоаналитическое толкование касается не только осознанной устремленности человеческого поведения, но и «в упущениях и искажениях, которые оно устраняет», ищет значение «внутренних воздействий» как обусловленных разумом (Habermas 1968, 266). И, наконец, следует подчеркнуть: в научной работе Фрейд всегда искал возможность таким образом фальсифицировать свои гипотетические и теоретические предположения.

Рассмотрим теперь соответствующие работы Фрейда в хронологическом порядке. Здесь мы покажем, что в его ранних рабэтах на первый план выходят последствия подавленной и вытесненной сексуальности, недуг истерической и обсессивной симптоматики.

Сексуальные нравы рубежа XIX—XX столетий давали Фрейду достаточно подтверждений наличия причинной или обусловливающей связи между моральными догмами и невротическими заболеваниями. Поскольку мораль любой эпохи нельзя рассматривать вне культурного контекста, Фрейда всегда интересовал социальный и культурный фон психогенных заболеваний. Особенно четко это проявляется в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «"Культурная" половая мораль и современная нервозность» (1908а) и «Недомогание культуры» (1930). Правда, основной акцент при этом ставился на деятельности индивида и его вкладе в общественную жизнь, а не на общественных отношениях, в результате которых и возникают психогенные заболевания.

В работах, посвященных критике религии, таких, как «Тотем и табу» (1913), «Будущее одной иллюзии» (1927b), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939), феномен религии сводится к инфантильным корням, то есть к ранним детским потребностям и переживаниям.

Как ревностный просветитель Фрейд проводит в этих трудах одну линию: убийство пращура его сыновьями, вытеснение людьми этого чудовищного первобытного преступления, искупление его путем лишений и аскезы и, наконец, возвеличивание пращура и провозглашение его богом-отцом.

Человеческий разум, по Фрейду, не должен капитулировать перед ужасающей действительностью скорби и смерти и компенсировать ее желаниями и стремлениями, лежащими вне этой действительности. Человеческая культура должна строиться, как это, в частности, следует из статьи «О мировоззрении» (1933а), на диктате разума, самой надежной поддержкой коему служит воля к выживанию.

«НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ» (1907)

В этой работе, написанной в 1907 году для журнала по психологии религии, Фрейд проводит параллель между навязчивыми действиями нервнобольных и «отправлениями . которыми верующий подтверждает свою набожность» (VII, 129).

Для Фрейда совпадения неслучайны и дают, как он полагает, право на «суждения по аналогии». Навязчивое действие, или, как Фрейд здесь чаще всего говорит, «церемониал», может охватывать любые виды деятельности, если они повторяются с неписаной закономерностью (см. статью П.' Куттера в т. I). При этом веления и запреты могут касаться ничтожных мелочей, которые, однако, должны исполняться самым скрупулезным образом, поскольку в противном случае все нужно повторить сначала. Обычно такие болезненные действия сопровождаются сомнениями и страхом сделать что-нибудь не так. На этом уровне Фрейд усматривает их сходство со «священнодействием религиозного обряда» (VII, 131). Здесь невольно вспоминается маленький «Зиги» Фрейд во Фрайберге, когда они с няней входят в костел и мальчик, сопереживая, смотрит, как она преклоняет колени, кропит себя святой водой, шепчет молитвы и крестится, то есть совершает действия, казавшиеся ему достойными подражания (ср. Freud 1962,192). Как Фрейд скажет позднее, эти переживания и религиозные отправления не стали для него «приобретением на долгое время», но были «аналогом невроза, через который проходит культурный человек на пути от детства к зрелости» (XV, 181).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...