Рассуждениям Юнга о том, «не принесло ли бы пользы введение вновь глупостей старой культуры, например монастырей» (Freud/Jung 1974, 323), Фрейд в письме от 13 февраля 1910 года противопоставляет следующее: «Меня привлекла практическая сторона программы, как наступательная, так и оборонительная [имеется в виду представленная Кнаппом программа создания «Международного ордена»], обязанность напрямую бороться в отдельных случаях с авторитетом государства и церкви, когда те творят явную несправедливость, и тем самым с великими недругами психоанализа, которые тогда-то и призовут в ряды врагов психоанализа еще больше народа и вооружатся другими методами, нежели научная работа. Об эрзаце религии я не думаю. Эта потребность должна быть сублимирована. Религиозного у Ордена должно быть не больше, чем, скажем, у добровольной пожарной команды» (Freud/Jung 1974, 325-326).

В это время Фрейд рассматривал постоянное воспроизведение эдипова конфликта в ряду поколений людей как основу для проекции личного божества. Культурно-исторической разработке этой темы, например в книге «Тотем и табу» (1912—1913), предшествуют размышления в эссе «Воспоминание детства Леонардо да Винчи» (1910): «Психоанализ познакомил нас с тесной связью между комплексом отца и верой в Бога, показал, что личный Бог в психологическом отношении есть не что иное, как возвеличенный отец, и каждый день демонстрирует нам, что молодые люди утрачивают религиозную веру, как только у них рушится авторитет отца Таким образом, мы находим корень религиозной потребности в родительском комплексе; всемогущий, справедливый Бог и милостивая природа представляются нам величественными сублимациями отца и матери, скорее даже возобновлением и воспроизведением ранних детских представлений о них. В биологическом отношении религиозность восходит к длительной беспомощности и к потребности в помощи у маленького ребенка, который, позднее осознав свое реальное одиночество и слабость перед могучими силами жизни, воспринимает свое положение, как в детстве, и пытается отрицать его безысходность через регрессивное обновление инфантильных защитных сил. Защита от невротического заболевания, которую дает религия верующим, легко объясняется тем, что она раз и навсегда лишает их комплекса родителей, от которого зависит сознание вины как индивида, так и человечества в целом, тогда как неверующему приходится справляться с этой задачей в одиночку» (VIII, 195).

Уже тогда главную цель этой работы Фрейд видел в том, чтобы доказать принципиальное сходство между религиозными отправлениями и навязчивыми действиями. В одной из современных богословских концепций религиозных обрядов нашла отражение и мысль Фрейда о том, что такие ритуализированные и институциональные действия человека определяются его субъективной готовностью к ним

«"КУЛЬТУРНАЯ" ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ НЕРВОЗНОСТЬ» (1908)

В этой работе Фрейд обращается к критике форм культуры или общества, которые сохраняют своим членам жизнь за счет душевного здоровья. Он был превосходно подготовлен к этому еще своими ранними открытиями в области истерических заболеваний и неврозов навязчивости. Еще в 1898 году в работе «Сексуальность в этиологии неврозов» он очень взвешенно и осторожно указал на цивилизацию «как возможную причину неврастенических заболеваний» (I, 501) и призвал «всех» в целях профилактики проявить «интерес к предмету» и к «созданию общепринятых учреждений» (I, 508).

В работе 1908 года Фрейд высказывается без обиняков: «Наша культура в целом построена на подавлении влечений. Каждый человек поступился частью своего достояния, своего суверенитета, агрессивных и мстительных наклонностей своей личности; из этих вкладов возникло общее культурное достояние в виде материальных и идеальных благ. Помимо жизненной нужды, к такому отказу отдельных людей побудили, пожалуй, также семейные чувства, проистекающие из эротики» (VII, 149—150).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...