Рассуждениям Юнга о том, «не принесло ли бы пользы введение вновь глупостей старой культуры, например монастырей» (Freud/Jung 1974, 323), Фрейд в письме от 13 февраля 1910 года противопоставляет следующее: «Меня привлекла практическая сторона программы, как наступательная, так и оборонительная [имеется в виду представленная Кнаппом программа создания «Международного ордена»], обязанность напрямую бороться в отдельных случаях с авторитетом государства и церкви, когда те творят явную несправедливость, и тем самым с великими недругами психоанализа, которые тогда-то и призовут в ряды врагов психоанализа еще больше народа и вооружатся другими методами, нежели научная работа. Об эрзаце религии я не думаю. Эта потребность должна быть сублимирована. Религиозного у Ордена должно быть не больше, чем, скажем, у добровольной пожарной команды» (Freud/Jung 1974, 325-326).

В это время Фрейд рассматривал постоянное воспроизведение эдипова конфликта в ряду поколений людей как основу для проекции личного божества. Культурно-исторической разработке этой темы, например в книге «Тотем и табу» (1912—1913), предшествуют размышления в эссе «Воспоминание детства Леонардо да Винчи» (1910): «Психоанализ познакомил нас с тесной связью между комплексом отца и верой в Бога, показал, что личный Бог в психологическом отношении есть не что иное, как возвеличенный отец, и каждый день демонстрирует нам, что молодые люди утрачивают религиозную веру, как только у них рушится авторитет отца Таким образом, мы находим корень религиозной потребности в родительском комплексе; всемогущий, справедливый Бог и милостивая природа представляются нам величественными сублимациями отца и матери, скорее даже возобновлением и воспроизведением ранних детских представлений о них. В биологическом отношении религиозность восходит к длительной беспомощности и к потребности в помощи у маленького ребенка, который, позднее осознав свое реальное одиночество и слабость перед могучими силами жизни, воспринимает свое положение, как в детстве, и пытается отрицать его безысходность через регрессивное обновление инфантильных защитных сил. Защита от невротического заболевания, которую дает религия верующим, легко объясняется тем, что она раз и навсегда лишает их комплекса родителей, от которого зависит сознание вины как индивида, так и человечества в целом, тогда как неверующему приходится справляться с этой задачей в одиночку» (VIII, 195).

Уже тогда главную цель этой работы Фрейд видел в том, чтобы доказать принципиальное сходство между религиозными отправлениями и навязчивыми действиями. В одной из современных богословских концепций религиозных обрядов нашла отражение и мысль Фрейда о том, что такие ритуализированные и институциональные действия человека определяются его субъективной готовностью к ним

«"КУЛЬТУРНАЯ" ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ НЕРВОЗНОСТЬ» (1908)

В этой работе Фрейд обращается к критике форм культуры или общества, которые сохраняют своим членам жизнь за счет душевного здоровья. Он был превосходно подготовлен к этому еще своими ранними открытиями в области истерических заболеваний и неврозов навязчивости. Еще в 1898 году в работе «Сексуальность в этиологии неврозов» он очень взвешенно и осторожно указал на цивилизацию «как возможную причину неврастенических заболеваний» (I, 501) и призвал «всех» в целях профилактики проявить «интерес к предмету» и к «созданию общепринятых учреждений» (I, 508).

В работе 1908 года Фрейд высказывается без обиняков: «Наша культура в целом построена на подавлении влечений. Каждый человек поступился частью своего достояния, своего суверенитета, агрессивных и мстительных наклонностей своей личности; из этих вкладов возникло общее культурное достояние в виде материальных и идеальных благ. Помимо жизненной нужды, к такому отказу отдельных людей побудили, пожалуй, также семейные чувства, проистекающие из эротики» (VII, 149—150).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...