Хотя Фрейд и указывает, что половое влечение отдает в распоряжение культурной работы свою способность «сублимировать» большие «количества энергии», но вместе с тем он пишет, что «с ограничением сексуальной активное™ у народа в целом воз-растаег страх жизни и страх смерти, который нарушает способность отдельных людей получать удовольствие и лишает их готовности жертвовать собой ради каких-либо целей, что в свою очередь выражается в снижении склонности к деторождению, и такой народ или группа людей исключается из участия в будущем» (VII, 167).

Из размышлений Фрейда можно заключить, что, с одной стороны, наша сексуальная мораль (в данном случае мораль рубежа XIX—XX веков) не стоит тех жертв, которые надо ей принести, а с другой стороны, Фрейд указывает цели человеческой культуры, которые, согласно его психодинамическим данным, требуют все большего отказа от влечений '.

Кроме того, эта работа интересна деликатным, скорее всего пережитым на собственном опыте отношением к «любовной жизни» людей. Мастурбацию Фрейд связывает с избалованностью ребенка, она портит характер; а «так называемые извращенные способы отношений между полами, когда роль гениталий берут на себя иные части тела . этически предосудительны, поскольку они умаляют любовные отношения двух людей и превращают их из серьезного дела в приятную игру без риска и душевной отдачи» (VII, 163). Наконец, в этом очерке Фрейда следует отметить еще одно место, особо ценное с точки зрения полового воспитания: «Не удовлетворенная мужем невротическая женщина становится слишком нежной и тревожной по отношению к ребенку, на которого она переносит свою потребность в любви, и прежде

временно пробуждает в нем половую зрелость. Когда между родителями нет согласия, это возбуждает эмоциональную жизнь ребенка, заставляя его в самом нежном возрасте интенсивно ощущать любовь, ревность и ненависть. Строгое воспитание, не допускающее никаких проявлений столь рано пробудившейся сексуальности, порождает сдерживающую силу, и конфликт, возникающий в этом возрасте, содержит в себе все, чтобы стать причиной сохраняющейся всю жизнь нервозности» (VII, 165).

Таким образом, данная работа явилась, по существу, развитием взглядов, изложенных в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), применительно к обществу (см. статью Б. Ницшке в т. I).

Выраженную в этих пассажах мысль Фрейд продолжает в это время разрабатывать также в «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909), где он выдвигает требование «сделать индивида при наименьших потерях в его активности социально полезным и пригодным для культурной жизни» (VII, 376). Подобные же высказывания о психодинамике культуры и, соответственно, о мотивации совместной жизни людей в обществе мы обнаруживаем в работе 1912 года «О самом обычном уничижении любовной жизни» (VIII, 91), в очерке 1913 года «Интерес к психоанализу» (VIII, 420): «Наши лучшие добродетели в качестве реактивных образований и сублимаций взросли на почве самых дурных намерений», и в работе «В духе времени о войне и смерти» (1915).

«ТОТЕМ И ТАГУ» (1912/1913)

Как рассказывает Фрейд в своей автобиографии, исследования Юнга (см. т. IV), в которых тот говорит об «аналогиях между психической продукцией невротиков и первобытных людей», побудили его самого написать ряд работ на эту тему. В них Фрейд рассматривает происхождение страха инцеста у первобытных людей и еще более выраженные проявления этого страха у народов культурных (Freud, XIV, 92). От Эрнеста Джонса мы узнаем, что Фрейд однажды поставил этот труд «выше всего им написанного» (Jones 1962, II, 413). Работа давалась Фрейду нелегко; вот как он говорит об этом в письме к Абрахаму 2 января 1912 года: «Мои работы по психологии религии продвигаются так медлнно, что я с радостью вообще исключил бы их из своего распорядка дня» (Freud 1968,301). Сходным образом он высказался еще в письме Пфистеру 14 декабря 1911 года: «Я топчусь на месте в своем исследовании психогенеза религии» (Freud/Pfister 1963, 53—54) и в письме Юнгу 2 ноября 1911 года: «Моя психология религии доставляет мне много мучений» (Freud/Jung 1974, 500).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...