Эта первоначальная тесная связь марксизма с фрейдовским психоанализом изменилась сегодня лишь постольку, поскольку стали иными сами условия. Со смертью всех первых учеников Фрейда непосредственное истолкование его трудов стало таким же невозможным, как и гораздо раньше непосредственное истолкование трудов Маркса.

Отход от экзегетического метода трактовки марксистской и психоаналитической литературы оказывается также решением, которое начинает вырисовываться с 70-х годов и на которое я уже указывал в начале моей статьи, выделив его в качестве пятого периода. Оно заключается в том, что психоанализ и марксизм понимаются как частные дисциплины в рамках некоторой общей науки.

Эта новая наука уже получила название «социологическая антропология» (Lepenies, Nolte 1971). Однако ее можно было бы также назвать психоаналитической социологией, в зависимости оттого, с какой позиции подходить к этой новой науке. Психоаналитик К. Р. Эйсслер еще несколько лет назад ратовал за создание «антро-пофической» науки (Eissler 1965, 1971). Он принадлежит, правда, к тем ученикам Фрейда, которые не ждут многого от связи между марксизмом и психоанализом.

, Следующие схематические изображения должны проиллюстрировать возможности, которые предоставляются нам теперь для создания такой новой науки.

1 - 2751

src=

src=

Схема 1А иллюстрирует положение, к которому стремились, например, Бернфельд и Фенихель в годы перед Второй мировой войной. Исследования в рамках марксизма субъективного фактора в истории, например роли политического вождя, искусства и культуры, относились к разделу, который пересекается с психоанализом там, где последний своей теорией Сверх-Я, а также психоаналитической психологией Я непосредственно касается того же круга проблем, что и марксизм Из этого пересечения двух научных теорий можно сделать выводы троякого рода; 1) марксизм не внес особого вклада в объяснение субъективного фактора, а то, что говорилось Марксом и его учениками, не является сугубо марксистским 2) То, что Маркс говорит о субъективном факторе, прежде всего о роли обобществленного человека, является квинтэссенцией марксизма. Эта новая интерпретация Маркса основывается на переосмыслении его ранних трудов. 3) Психоаналитическое объяснение культуры как функции Сверх-Я (возникшей из сублимации влечений) хотя и не противоречит марксистскому пониманию, все же является лучшим объяснением этого исторического фактора.

Другими словами, схема 1А иллюстрирует представление, согласно которому субъективный фактор в истории включает в себя два элемента: общественную надстройку в понимании Маркса и совокупность индивидуальных Я и Сверх-Я в понимании психоанализа. Здесь мы сталкиваемся с представлением, в котором марксизм принимается, так сказать, как учение «об экономическом бессознательном» общества, но от марксизма требуется, чтобы и он в свою очередь признавал психоанализ как учение об индивидуальном бессознательном

На схеме 1В мы видим, что психоанализ и марксизм касаются друг друга только тангенциально, соответственно изложенным выше воззрениям Хоркхаймера и Адор-но. Эта схема, однако, соответствует также и тем подходам, в которых и психоанализ, и марксизм могут быть приняты именно потому, что они друг друга касаются, но не устраняют.

Схему 1С можно рассматривать в четырех вариациях: психоанализ отвергается или принимается, марксизм принимается или отвергается. Такой подход встречается у большинства психоаналитиков и марксистов. Ему проще всего было следовать там, где одного из кругов практически не существовало: марксизма в США, психоанализа в странах советского блока и в Китае. Однако в течение последних десяти лет также и там вновь появились эти науки и возникли новые возможные констелляции, такие, например, как на схеме 1D.

Здесь марксистская теория включает в себя психоанализ, который привлекается для объяснения определенных элементов субъективного фактора. Существуют два варианта этой схемы, соответствующие двойственному характеру марксизма и психоанализа.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...