Если представить это в весьма упрощенной форме, то Маркс считал, что общественные производственные отношения обеспечивают поступательное движение в направлении «освобожденного человечества». Верил ли сам Маркс, будучи зрелым философом, в возможность «счастливого человечества», сказать трудно, ибо свободу и счастье каждый понимает по-разному. Понятие человека было для Маркса конкретным только в общественном и социальном смысле, психологически он мыслил в абстрактных категориях своего времени. Приписывать Марксу, что у него было представление о человеке, подобное созданной Фрейдом и даже сегодня лишь постепенно постигаемой картине обремененного влечениями и конфликтами индивида, кажется мне абсурдным У Маркса не было каких-либо идей по поводу индивидуального счастья, которые бы он считал достойными научной работы. Этого нельзя ставить ему в упрек. Точно так же нельзя вменять в вину Фрейду, что он мыслил аполитично. Поэтому я считаю, что образ индивидуального человека, каким его пытался понять Фрейд, и образ обобществленного человека, каким он виделся Марксу, хотя и были различными, но в теоретической области друг друга не исключают.

Проблема выглядит иначе, если считать, что представления Фрейда идут вразрез с устремлениями марксистской политики и противоречат попытке создать бесклассовое общество. Однако такое понимание выходит за рамки задач, которые были здесь поставлены мною. Марксизм как политическое учение и революционное движение методологически нельзя сравнивать с научным методом-Уже однажды выраженное мной мнение (Е. Federn 1974), что Маркс исследовал то, что Фрейд принимал за данное, а Фрейд исследовал то, о чем Маркс вообще не задавался вопросом, не могут поколебать никакие теоретические попытки и интерпретации, которые я постарался изложить. Совершенно иначе обстоит дело с двумя другими вопросами: не является ли психоанализ, если подходить к нему с марксистских позиций, всего лишь продуктом капиталистического способа производства, а потому не научным учением, а идеологией? Со стороны психоанализа возникает вопрос: не является ли марксизм всего лишь философски завуалированной формой невроза?

Оба вопроса правомерны, если их правильно ставят. То, что психоаналитический метод в марксистском понимании принадлежит к надстройке позднего капитализма, — исторический факт, отрицать который было бы бессмысленно. Это, возможно, даст социально-историческое объяснение происхождения психоанализа тому, кто пожелает принять марксистское истолкование, но ничего не может сказать об истинности или ошибочности его содержания. Кроме того, психоанализ как наука, равно как и любая другая теория, со временем должен быть заменен новыми и лучшими теориями. Если говорить об открытиях, то все эти общественные изменения будут продолжаться, какие бы другие открытия ни были сделаны.

То же самое можно сказать и о психоанализе марксизма. Подобно тому, как общественно-научное происхождение теории ничего не может сказать о ее научном содержании, так и глубинно-психологическое объяснение создающего ничего не может сказать о содержании созданного. Это относится также к искусству и наукам ° Целом. Любое другое представление должно быть отвергнуто как злоупотребление соответствующим методом.

Еще несколько слов по поводу того, является ли всякий революционный подход как таковой продуктом душевной дисфункции, поскольку только эволюционное развитие можно считать нормальным. Речь здесь идет о неверном понимании исторических процессов. Революционные и эволюционные периоды известны нам с самого начала истории. Какую роль играют психологические и какую экономические, географические и прочие «объективные» причины, — этот вопрос относится к области ис-ториоведения. В конечном счете только историческое развитие покажет либо марксизм и психоанализ лишь сообща способны помочь понять важнейшие вопросы человеческого развития, либо они противоречат друг другу, либо они параллельно, каждый сам по себе, внесут свой вклад в великое строительство науки о человеке.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Последователи Фрейда
...