Ужасы новых войн заставили часть молодого поколения вновь усомнитьсяво всем, что до сих пор считалось верным. Как бы ни относились к идеям «новыхлевых», они, несомненно, являются симптомом той революционной эпохи, о кото-рой я говорил выше. Поэтому неизбежно напрашивается сравнение двух револю-ционных по своему содержанию научных систем — марксизма и психоанализа, —сколь бы консервативным мыслителям ни хотелось отрицать их как принадлежа-щие прошлому. В этом контексте особый смысл приобретает следующая цитата:«Уже само воспоминание о фашистской катастрофе должно прояснить всем необ-ходимость подобной кооперации (марксизма и психоанализа)» (Heinz 1974,1120).Эта цитата, взятая из обсуждения одной книги, демонстрирует, в какой степенина объективное рассмотрение и обсуждение нашей темы могут влиять события со-временной ИСТОрИИ. л.;.

Сопоставление психоанализа и марксизма и изучение их отношений возобновилось несколько лет спустя после сотой годовщины со дня рождения Зигмунда Фрейда.

Эти исследования совпали и идентифицируются иными авторами с новой оценкой трудов В. Райха (см. статью В. Бюнтига в т. III). Они характеризуются — в противоположность академическому подходу — обращением к важнейшим проблемам нашего времени. Обобщая, можно сказать, что очи исходят, по существу, из уже упомянутой близости марксизма с фрейдовским психоанализом, которая заключается в том, что тот и другой ведут к изменению мира. У Маркса эта конечная цель его устремлений выражена открыто, у Фрейда — признана только после долгих колебаний.

Это согласуется также и с тем, что Маркс начинал как философ, а закончил революционером, тогда как Фрейд начинал как революционер, который «всколыхнул Ахеронт» (эпиграф к «Толкованию сновидений»), а закончил философом Эта тенденция обоих мыслителей — сознательно и непосредственно вмешиваться в судьбу человечества — неоспорима. Этим они принципиально отличаются от Коперника, как, впрочем, от Ньютона и Дарвина. Связь с идеями Райха является здесь симптоматичной, поскольку РаЙх вначале пытался — радикальнее всех остальных — связать Маркса и Фрейда, но затем отрекся от того и от другого.

Исторически, правда, первым, кто указал на возможную связь между Марксом и Фрейдом, был Альфред Адлер (см. т. III). 10 марта 1909 года он прочел перед Венским психоаналитическим объединением доклад о психологии марксизма. Об этом сохранился лишь протокол заседания (Nunberg, Е. Federn 1967). Из него следует: Адлер надеялся показать, что учение о классовой борьбе согласуется с фрейдовской теорией влечений. Обсуждение доклада представляет огромный исторический интерес, поскольку еще в 1909 году Фрейд отрицал какую-либо связь между своими идеями и идеями Маркса, тогда как Пауль Федерн подчеркивал в дополнение к изложенным Адлером точкам соприкосновения еще и общий для Маркса и Фрейда антагонизм в отношении христианской религии. Пауль федерн был также первым учеником Фрейда, затронувшим после Адлера эту тему. При обсуждении одной книги он исходит прежде всего из того, что и Фрейд, и Адлер, основываясь на психологии, приходят к тем же выводам, что и Маркс. Правда, уже здесь, при всех сходствах марксизма и психоанализа, он усматривает важный аспект противоречащих друг другу позиций, утверждая: «Материалистическое понимание истории нуждается, однако, в психоаналитических исследованиях, чтобы выявить пути, которыми изменившийся процесс производства ставит детей в иные условия развития их либидо и модифицирует этим сублимацию либидо в более поздней культурной надстройке» (Federn 1922, 512).

После Федерна и, несомненно, под его влиянием Зигфрид Бернфельд и Вильгельм Райх поставили, так сказать, проблему на голову, указав на то, что психоанализ не будет способен без изменения классовой структуры осуществить свои притязания (Gente 1970). Между этими двумя полюсами (или марксизм нуждается в психоанализе или психоанализ в марксизме) проходили, судя по публикациям, дискуссии перед началом Второй мировой войны. Война же привнесла совершенно новый элемент: психоаналитические мыслители на Европейском континенте оказались вынужденными бездействовать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...