Иного рода воззрения возникали в США. После Второй мировой войны в Соединенных Штатах прежде всего получили развитие идеи Т. Адорно и Г. Маркузе, а также таких авторов-психоаналитиков, как Р. Вельдер и X. Гартманн, которые в течение примерно двадцати лет определяли эту область. Новый поворот, который можно датировать 1956 годом, произошел в связи с усилением роли психоанализа в Европе. Но еще важнее, чем хронологический порядок, является то, что с этого времени проблема стала рассматриваться также в новых измерениях и выделяться из противопоставления марксизма и психоанализа. Но вместе с тем продолжали существовать и прежние подходы. В качестве третьего элемента добавляются мыслители, признающие обе школы как таковые, но не занимающиеся проблемой их отношения между собой и не приемлющие ни ту, ни другую. К ним я причисляю прежде всего философских мыслителей экзистенциалистской школы, таких, например, как Сартр, и некоторых восточноевропейских авторов.

Таким образом, до настоящего времени можно выделить в общей сложности четыре или пять периодов, хотя, разумеется, в чем-то они могут пересекаться.

Первый период (Адлер, Фрейд, Федерн): психоанализ обращает внимание на марксизм и пытается его понять и объяснить психологически.

Второй период начинается с появления ориентированных на марксизм психоаналитиков (Бернфельд, Райх, Фенихель ), которые стараются доказать, что учения Фрейда и Маркса не только сопоставимы, но и, преследуя общую цель, дополняют друг друга. Они инициировали теоретическую полемику, которая завершилась с приходом к власти фашистов.

Третий период определяется ситуацией в США, где психоанализ приобрел широкий размах, марксизм продолжал развиваться лишь благодаря нескольким эмигрировавшим философам и социологам (Адорно, Маркузе, Вельдеру, Гартманну) и как живая теория не проявлялся. Параллельно с развитием психоанализа в США проходил инкубационный период в Европе, где возникали новые идеи, приведшие затем к четвертому периоду, в нем предпринимается попытка критически осмыслить и связать друг с другом марксизм и психоанализ с позиций философии и социологической эмпирики.

Я полагаю, что пятый период уже начался и на него оказала большое влияние ситуация в Соединенных Штатах Америки. Психоанализ становится либо частью общей антропологии, новой «антропической» науки, либо же вспомогательной наукой в новой области: психоистории. Подобное развитие отмечается и в Европе, разве что здесь в силу исторических причин психоанализ должен делить свое место с марксизмом. Правда, это направление мысли восходит к Фрейду и его первым ученикам, у которых, однако, тогда еще не было инструментов новых научных техник, таких, как обработка данных и тд., и возможностей современного полевого исследования.

Прежде чем приступить к описанию этих отдельных фаз, я вкратце хочу обсудить еще ряд трудностей, которые заключены в самом исследуемом вопросе. Первую я вижу в том, что построение научной системы марксизма было окончательно завершено еще до того, как Фрейд приступил к созданию своей. Можно сказать, что со смертью Фридриха Энгельса (1895) марксизм представлял собой законченное учение, тогда как теория психоанализа только началась с «Толкования сновидений» (1900). Основатели и создатели того, что мы должны здесь рассмотреть во взаимосвязи, не могли знать друг друга. Фрейд, правда, знал о марксизме, но только благодаря некоторым близким знакомым Он сам признавался, что никогда не читал Маркса, а потому и не позволял себе судить о марксизме.

Всякое систематическое сравнение и любая попытка установить связи должны поэтому начинаться с четкого определения того, что понимается под марксизмом и что — под психоанализом. Поскольку в рамках данной статьи это невозможно, я буду довольствоваться моим представлением о каждом из них.

Под марксизмом я понимаю систему взглядов, которая основывается на трудах Маркса и Энгельса и включает в себя-следующие элементы: 1) метод сведения исторического развития к общественным принципам, который является научным в том смысле, что динамическим и критическим способом перерабатывает доступные объективному наблюдению, то есть «материальные», факторы; 2) теорию форм экономики, в первую очередь капиталистического способа производства и 3) политическое и общественное мировоззрение, которое в качестве неотъемлемой составной части любой науки предполагает свободное общество свободных людей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...