При оценке марксизма со стороны психоанализа получается примерно та же картина. Но в этом нельзя винить самого Фрейда. В 35-й лекции «Нового цикла», который появился в 1933 году и уже испытал на себе влияние политического хаоса периода, предшествовавшего приходу Гитлера к власти, Фрейд посвятил марксизму шесть страниц. Он характеризует его как «противника», которого «следует воспринимать гораздо более серьезно», чем философского, о котором говорилось до этого (XV, 191). Фрейд сознается, что ему сложно понять Марксовы теории. Его признание стоит того, чтобы быть процитированным «Сила марксизма состоит, очевидно, не в его понимании истории и основанном на нем предсказании будущего, а в проницательном доказательстве императивного влияния, которое оказывают экономические отношения людей на их интеллектуальные, этические и эстетические установки. Этим был вскрыт целый ряд взаимосвязей и зависимостей, которые до сих пор практически не осознавались» (XV, 193). Уже из одного этого высказывания вытекает, что Фрейд отнюдь не был антимарксистом. Но вместе с тем очевидно: то, что считается краеугольным учением марксизма — исторический материализм и теорию неизбежного исторического развития — Фрейд отвергал

В общем и целом до Второй мировой войны приверженцы Фрейда более или менее разделяли эту точку зрения. Здесь необходимо провести различие между политической установкой и теоретическим знанием. Среди сторонников Фрейда было больше социалистов, чем обученных марксистов. Примером является Пауль Федерн, который благодаря своей работе «О психологии революции. Безотцовское общество» (Federn 1919) стал первым, кто попытался применить психоаналитические знания к социальным и историческим явлениям и побудил Фрейда написать «Психологию масс и анализ Я» (Meng 1956). Пауль Федерн был активным социалистом, но никогда не был марксистом, как это, например, некоторое время ошибочно утверждал Вильгельм Райх. О последнем уже накоплено так много литературы (Gente 1972), что дальнейшее обсуждение здесь будет излишним (см. также статью В. Бюнтига в т. III). Его попытки связать марксизм и психоанализ окончились тем, что он отказался от обоих. Следует упомянуть также и тех психоаналитиков, которые полностью отвергали марксизм, то есть в этом вопросе позицию Фрейда не разделяли. Наиболее известным представителем такого «антимарксизма» в психоанализе был Роберт Вельдер. Сам он в политике и экономике являлся сторонником консервативных воззрений и разделял взгляды профессоров Мизеса и Хайека. Он отвергал Маркса и считал его воззрения несовместимыми с теорией Фрейда. Правда, от отвержения марксизма Вельдером по теоретическим и мировоззренческим соображениям всего один шаг до того, чтобы рассматривать сам марксизм как невротический симптом, что было бы равносильно психоанализу марксизма. Эти попытки нелегко классифицировать теоретически, и я бы хотел здесь о них только упомянуть. При обсуждении отношения марксизма к психоанализу важную роль играли определенные исторические факторы, например то, что оба они до конца Второй мировой войны как научные теории отвергались университетами . И только после 1945 года эта ситуация изменилась; сначала в США, а вскоре затем и в Европе психоанализ был «допущен в университеты», то есть психоанализ стали изучать как таковой, а не в рамках какой-либо другой области знания.

В результате сложилась любопытная ситуация: если в Соединенных Штатах марксизм долгие годы осуждался как ложное учение, а психоанализ начал завоевывать университеты, то в Советском Союзе произошло совершенно противоположное. В 1927 году психоанализ был запрещен и мог изучаться и практиковаться только под дрУ названием Как и прежде, оба учения не везде считаются науками, а иными господствующими структурами общества даже отвергаются как опасные. Долгое время, примерно до середины 50-х годов, католическая церковь тоже враждебно относилась как к марксизму, так и к психоанализу.

Я бы хотел подвести итоги: общая историческая роль психоанализа и марксизма была признана уже давно. Признанные или отвергнутые, тот и другой появились как революционные, всеобъемлющие теории, представляющие совершенно новый взгляд на человека. И Маркс, и Фрейд вплоть до конца Второй мировой войны отвергались подавляющим большинством господствующих общественных и религиозных форм как подрывающие устои общества, какие бы разные оттенки ни имело это отвержение. Оба не находили, а если находили, то с большим трудом, признание в университетах, с некоторыми различиями в США и на Европейском континенте. Для обоих ситуация менялась с политическими переворотами, которые в той или другой форме происходили вследствие Второй мировой войны. Учения Маркса и Фрейда теперь признавались, но вместе с тем часто лишались своих революционных качеств. Но их теперь можно было^ проще обсуждать на научном и академическом уровне. В результате подобные дискуссии происходят сегодня сразу на двух уровнях. На одном преобладает традиционное представление о том, что и марксизмом, и психоанализом как революционными, или, как любят сейчас говорить, «эмансипирующими», науками должны заниматься вне стен университетов. С другой стороны, марксизм и психоанализ были лишены своих революционных функций и вовлечены в поток академических наук. Какое из этих представлений считается верным, зависит от основополагающей мировоззренческой и политической платформы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...