Иначе обстоит дело с направлением, в котором психоанализ с самого начала понимается как наука об обществе (Lorenzer et al. 1971). Если бы это удалось убедительно доказать, то тогда отношение между марксизмом и психоанализом можно было бы определить и описать гораздо проще. К тому времени, когда Фрейд совершил фундаментальные открытия своей науки, общественно-научное мышление находилось только в самом начале своего становления, а в социологической науке по-прежнему господствовал естественнонаучный позитивизм Конта или позитивизм Венской школы. Современником Фрейда и основателем новой социологической науки был, однако, Макс Вебер, труд которого никогда не сравнивают с трудом Фрейда. Он также не создал ни движения, ни научной системы. Как бы ему ни приходилось бороться за признание, он никогда не был революционером в смысле Маркса или Фрейда. Поэтому его новые парадигмы могли быть приняты университетскими социологами. Но в понимании Макса Вебера психоанализ не является общественной наукой.

В свое время Фрейд решил эту проблему радикально и просто: «Ведь и социология, которая занимается поведением людей в обществе, не может быть ничем иным, как прикладной психологией. Строго говоря, существуют только две науки: психология, чистая и прикладная, и естествознание» (XV, 194). При этом Фрейд, очевидно, не признает, что человек существует как «обобществленный», по терминологии Маркса. Этот человек стал затем предметом новой научной, то есть эмпирической, социологии.

По моему мнению, здесь необходимо иметь в виду, что различие терминологии у Маркса и Фрейда всегда будет давать повод к бесконечному множеству интерпретаций, и я мог бы перефразировать выбранный для этой статьи эпиграф в том смысле, что и авторов нельзя делать ответственными за то, что другие привнесли в их сочинения своими интерпретациями. «Строго подходя» к Фрейду, позволительно, во всяком случае, поставить вопрос, что он, собственно, имел здесь в виду. Столь афористического тезиса, как процитированный тезис Фрейда, недостаточно для того, чтобы ответить на важнейший вопрос о круге проблем, связанных с отношением марксизма и психоанализа. Возможно, Фрейд и не хотел сказать ничего иного, чем Гёте: «Но само изучение человечества и есть человек». Сторонником этого тезиса был также и Маркс .

Остается, однако, еще вопрос, не является ли сравнение между психоанализом и марксизмом чисто субъективным, а в научном отношении бессмысленным. Такую позицию занимают многие психоаналитики, которые либо, как Роберт Вельдер, являются антимарксистами, либо, как Александр Мичерлих, считают Маркса революционным мыслителем и эмансипатором, но, как мне кажется, не ждут многого от сопоставления его труда с трудом Фрейда. В его книге «На пути к безотцовскому обществу» (Mitscherlich 1965) имя Маркса встречается только дважды, причем один раз в эпиграфе. Этот эпиграф достоин того, чтобы его повторить здесь: «Любая эмансипация есть сведение человеческих отношений к самим людям». Сходство с утвер

ведением Фрейда, что социология, строго говоря, есть прикладная психология, отрицать сложно. Тем не менее большинству авторов кажется ясным, что психоанализ не может дать ответа на все проблемы общества или же экономики и политики и что там, где предпринимается такая попытка, очень скоро должна проявиться недостаточность этого метода. Но такими же неплодотворными представляются и объяснения индивидуального поведения человека на основе его классового положения или же попытка вывести сам психоанализ из упадка капиталистического общества. Франкфуртская школа поставила себе задачей подойти к решению этой проблемы. В связи празднованием сотой годовщины со дня рождения Фрейда Теодор В. Адорно и Макс Хоркхаймер выступили с программным заявлением: «Поэтому нам кажется, что настало время не столько синтеза социологии и психологии, сколько упорной, но вместе с тем раздельной работы в обеих областях. Это не может не касаться и определенных теорий Фрейда» (Horkheimer, Adorno 1957, Ч).

В течение последующих почти двадцати лет это пожелание двух корифеев «критической философии» во многом осуществилось. Имеется целый ряд попыток оценить значение Франкфуртской школы. Педраг Враницкий посвятил ей главу в монументальной двухтомной «Истории марксизма» (Vranicki 1974). В аспекте нашей темы достаточно, пожалуй, будетч;казать, что во Франкфуртской школе марксистских социальных философов были те, кто благодаря двум своим ближайшим коллегам вплотную примыкали к первоначальному кругу Фрейда. Хоркхаймер и Адорно пишут, что Институт социальных исследований во Франкфурте с момента своего основания «включал в свою работу психоанализ, причем в его строго фрейдовской форме» (Horkheimer, Adorno 1957, IX). Этими двумя психоаналитиками были Карл Ландауэр и Генрих Менг. Первый в 1913 году приезжал к Фрейду, второй благодаря своей близкой дружбе с Паулем Федерном, официальным личным представителем Фрейда с 1924-го по 1938-Й год, также тесно контактировал и с самим Фрейдом. До самой своей смерти Менг поддерживал дружеские отношения с Максом Хоркхаймером. Поэтому позволительно говорить, что из всех интерпретаций марксизма истолкование Франкфуртской школы, пожалуй, наиболее созвучно идеям Фрейда. Этого нельзя сказать о другом бывшем члене Франкфуртского кружка Эрихе Фромме. Пожалуй, его нельзя сегодня считать ни марксистом, ни психоаналитиком фрейдовского толка, каким бы ни было отношение к его идеям (см. статью Г. Хржановски в т. III).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...