ВВЕДЕНИЕ

На протяжении своей истории социальная психология нередко выступала как отрицание или отвержение своеобразия и неповторимости человеческой сущности, Точно так же общая психология часто представала для социальной психологии как отрицание или отвержение фундаментального воздействия общества на индивида. Современная социальная психология отстаивает идею синтеза двух равноценных возможностей формирования человека, социальной и психологической

Социальная психология то защищала идею, что в процессе развития человек влияет на общество, то переходила к представлению о том, что его формирование целиком определяется социумом. Пытаясь найти решение, не все социологи говорили о доминирующем положении общества и не все психологи отстаивали идею о преобладающем влиянии индивида. То и другое воззрение представлялось обеими сторонами по-разному. Обращает на себя внимание недостаточная порой осознанность своей позиции у спорящих, из-за чего в течение короткого промежутка времени один и тот же автор мог отстаивать иногда противоположные взгляды, не осознавая этого,

В отличие от социологов и психологов Фрейд как основатель психоанализа с самого начала говорил о зависимости общества от индивида. Поскольку трехсторонние отношения между человеком, культурой и обществом являются основным вопросом социальной психологии, мы в своем изложении будем ориентироваться на эти социологические факты. Термин «социологические факты» восходит к Рене Кенигу и является переводом понятия Эмиля Дюркгейма «fait social», которое, несмотря на данное Дюркгеймом определение, не использовалось им последовательно и однозначно. Согласно Кёнигу и Толкотту Парсонсу, социологический факт представляет собой не феномен, а высказывание, в котором наблюдатель (он же интерпретатор) обобщает верифицируемые высказывания по поводу интересующего его явления. При этом он не должен делать всеобъемлющие высказывания о феномене, они скорее будут содержать только факты, являющиеся релевантными используемой теоретической системе (Dьrkheim 1895, Kцnig 1961, Parsons 1937).

Определение Дюркгейма гласит «Социологический факт представляет собой всякий более или менее твердо установленный образ действия, который обладает способностью оказывать на индивида внешнее давление или же который повсеместно встречается в обществе, причем он обладает независимой от своих индивидуальных проявлений собственной жизнью» (Dьrkheim, 1895,114).

Дефиниция Дюркгейма полностью относится к основному вопросу социальной психологии — о трехсторонних отношениях между человеком, культурой и обществом — и некоторым другим ее темам; она является релевантной теоретическим системам, используемым в социологии, общей психологии и психоанализе.

ВКЛАД СОЦИОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Социологи

Вступив в полемику с «атомизмом», Дюркгейм доказал его несостоятельность и «заменил его собственной социальной психологией» (Kцnig 1961, 35). Однако развитие социальной психологии осталось без внимания в споре между Тардом и ДюркгеЙмом о значении психологии в построении социологии. Габриэль Тард (Tarde 1894) в своей теории отношений предполагал, что поведение индивида формируется по образцу другого человека, и называл социологию «интерпсихологией». Простейшим объектом исследования в ней является пара, диада, от которой берут начало все социальные отношения более высокого уровня. Дюркгейм по «правилам» критикует эту психологическую интеракциональную теорию и говорит, «что наши исследования не подтверждают постулируемое Тардом влияние подражания на возникновение социальных феноменов . и что подражание не только не всегда, но и вообще никогда не выражает главного и характерного в социальных феноменах. Однако каждый социальный феномен копируется и имеет., тенденцию становиться всеобщим Это же происходит по той причине, что он является социальным, то есть обязательным , Далее, можно спросить, пригоден ли термин "подражание" для обозначения экспансии, вызываемой принуждающим влиянием» (Dьrkheim 1895,112).

Становится очевидным социально-психологическая позиция Дюркгейма в отношении социологии. По его мнению, она охватывает только ограниченную группу явлений: «Социальный феномен можно распознать по внешней принуждающей власти, которой он обладает над индивидом . В свою очередь эта власть проявляется либо через определенные санкции, либо через сопротивление, которое феномен оказывает каждому начинанию индивида, способному нанести ему вред» (там же, 118). «Принуждение» нетрудно установить, если оно распространяется вовне в виде непосредственной реакции общества, принимая форму законов, обычаев, религиозных представлений. Дюркгейм делает вывод, что если форма поведения, которая существует вне индивидуального сознания, становится всеобщей, то это происходит вследствие принуждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...