ее и отображает в качестве достижений культуры, цивилизации и общественного провеса. Если индивид способен перевести желание, это инородное тело, из образа фантазии в конкретную форму, то после разного рода происшествий и неудач он может сделать его приемлемым и желательным для внешнего мира и остального человечества «„Тогда, наверное, станет возможным, что новый общественный строй . услышит и культурные притязания отдельного человека. Но и тогда нам еще предстоит необозримо долго бороться с трудностями, которые доставляет необузданность человеческой природы любому виду социальных объединений» (XV, 197).

В описании отношений между человеком, культурой и обществом существует инстанция, где властью индивид уже не обладает. Как представитель общества она располагает огромной властью над индивидом. Первоначально, согласно Фрейду, эта инстанция представляет собой интернализированную критику со стороны родителей, которая противостоит идеалу самого себя, имеющемуся у каждого человека. Сопоставляя результаты самонаблюдения с интернализированной критикой со стороны родителей, их субститутами и коллективными идеалами, эта инстанция приобретает все большую власть над актуальным Я и его.решениями.

Во второй теории психического аппарата Фрейд называет эту инстанцию «Сверх-Я» и описывает ее в качестве цензора Я (см. статью Д. Айке в т. I). Совесть, самонаблюдение и формирование идеала являются функциями Сверх-Я. Цензура работает бессознательно, она направлена против Я и его решений. Сверх-Я воплощает законы и возбраняет их преступать. Сверх-Я возникает «как осадок долгого периода детства, во время которого развивающийся человек живет в зависимости от своих родителей .» (XVII, 69). Всю дальнейшую жизнь в Сверх-Я отражается влияние родителей. Однако в Сверх-Я ребенка отображены не только требования родителей, но и все требования, которые оказывали на него определяющее воздействие, например требования социальных условий, в которых находились родители, требования традиции, их расовая принадлежность, а также оказавшие на них влияние социальные и культурные требования воспитания, религии и морали. Фрейд говорит о «древнем филогенетическом наследии, которое проявляет себя в Сверх-Я». Ранние формы Сверх-Я существуют уже на первом году жизни (Klein 1928, Spitz 1937), однако Фрейд подчеркивает значение эдипова комплекса в образовании Сверх-Я: ребенок, который отказывается от удовлетворения эдиповых желаний, полностью идентифицирует себя с запрещающими родителями.

В связи с этим Фрейд отмечал важность половых различий. Из-за угрозы кастрации, о которую непременно разбивается эдипово желание мальчика, «в качестве его наследника возникает Сверх-Я» (XV, 138). У девочки происходит противоположное, поскольку угрозы кастрации не возникает. Эдипов комплекс сохраняется у нее неопределенно долго, она освобождается от него лишь позднее, да и то не полностью. «В этих условиях образование Сверх-Я (у женщины) должно пострадать. Оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение .» (XV 138—139). Общее развитие общественной структуры у девочки связано с менее строгим Сверх-Я, а социальные и культурные требования морали, религии, работы никогда не будут столь строгими для женщины, как для мужчины.

Поскольку идентификация происходит не с реальными родителями, а с образами, ирреальными имаго, возникающими у ребенка в отношении родителей, его Сверх-Я наполняется содержаниями, являющимися носителями традиций, устойчивых во времени оценок, которые таким образом передаются из поколения в поколение. В функции Сверх-Я воплощен вспомогательный орган общества; он выражается вербально, и Фрейд объясняет это тем, что люди воспитывают словами; возникает «голос совести», который, по существу, является голосом общества, даже если первоначально он был представлен только родителями.

Открытие Сверх-Я, его функций, реальности и древнего происхождения могло иметь огромное значение для всей социальной психологии. Именно новизна, с которой описано функционирование Сверх-Я, должна была бы оказать самое большое влияние на все отрасли социологии, занимающейся проблемами молодежи, преступности, пубертата, а также болезнями и медицинской социологией.

Резюме

1. Благодаря приспособлению родителей к установленным традицией нормам детского развития культура влияет на возникновение неврозов и психозов: традиция требует подавления сексуальных и агрессивных влечений. Вместо приспособления к требованиям внешнего мира ребенок своим поведением (криком, отказом от еды, проявлениями маразма) может воздействовать на внешнее окружение. Благодаря гибкому изменению адаптации и поведения удается избежать появления невротических симптомов.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...