2. Потенциально каждый отдельный человек является врагом культуры (XIV, 26—327). Она изобреталась и создавалась людьми взамен подавленных действий, продиктованных инстинктивными влечениями. Культура основывается на отказе от влечений и на принуждении к труду и неизбежно вызывает сопротивление у конкретного человека: культура должна защищаться от людей.

3. Культура, которой угрожает сопротивление и стремление к разрушению, делает индивидов послушными и адаптированными с помощью внешних средств принуждения. Чтобы уменьшить психическое напряжение индивида, общество задействует его в своей культуре, предоставляя коллективные фантазии-желания и их институциональные формы — религию, политические утопии, игры и тд. Таким образом, причины социального напряжения лишаются рефлексии. В результате возникают социальные культурные институты, человек психически овладевает культурой, что примиряет его с культурой и отказом от влечений, пусть даже и временно. Благодаря готовности отчасти отказаться от удовлетворения своего стремления к власти, агрессии и любви каждый индивид вносит свой вклад в общее культурное достояние. Пример; этические нормы, произведения искусства, научные достижения и покорение природы.

4. Культура возникла после убийства сыновьямиЧтца, впоследствии осознавшими свой поступок как бессмысленный и бесполезный. Смирившись, они совершили требуемый отцом отказ от влечений, который институционализировали через тотем и табу. Постепенную либидинизацию обеспечивает не приспособление, а действие. Психическим инструментом служит при этом желание. В виде внутреннего психического раздра* жителя оно связывается с внешним стимулом и воспринимается индивидом как инородное тело. Оно выходит за пределы внутреннего пространства психики и, будучи в значительной степени катектированным энергией влечений, порождает действие, которое начинается как проекция фантазии во внешний мир и может завершиться расширением мира. Согласно психоаналитической теории, социологический факт отношений между человеком, культурой и обществом можно объяснить взаимодействием динамических, экономических и топических данностей человеческий психики.

5. Требования общества сконденсированные в инстанции Сверх-Я в качестве филогенетического наследия, передаются семьей и обществом и возрождаются вновь-у каждого человека. Своими желаниями и поведением индивид может изменить принудительно воздействующие требования Сверх-Я и его ригидные содержания В своих структурах общество выступает как инструмент стабилизирующих, враждеб^: ных развитию и даже смертоносных тенденций, которым индивид из-за наличии^ у него влечения к смерти подчиняется в форме чувства вины, потребности в наказа^ нии и желания смерти. Благодаря отказу от непосредственного удовлетворения влечений он может способствовать поступательному овладению природой и либидини-зации общественных отношений, а также изменять общество.

6. Вклад Фрейда в социальную психологию характеризуется двумя моментами. Во-первых, он изобрел средство, указывающее индивиду путь реализации своих неповторимых сил и особенностей, не позволяющее «великому индивиду — обществу» приспособить индивида к себе и сделать его недееспособным. И, во-вторых, не предаваясь иллюзиям и оставляя их обществу, Фрейд показал, что, несмотря на неминуемый конец в смерти, индивид способен использовать само влечение к смерти против природной внутренней и внешней разрушительной ярости, а именно развивая и преумножая достояния культуры. Культура является оружием отдельного человека в борьбе против общества, которое хочет лишить индивида его своеобразия.

Вклад в социальную психологию представителей других психоаналитических направлений

Начиная с отхода от Фрейда Адлера среди теоретиков психоанализа, первоначально присоединявшихся к его «столпам» и придерживавшихся метапсихологической модели человека, появились аналитики, которые, изменив свои представления об отношениях между человеком, культурой и обществом, внесли существенный вклад в социальную психологию. Помимо Альфреда Адлера (см посвященные ему статьи в т. IV), мы представим работы Гарри С. Салливена, оказавшего существенное влияние на социальную психологию прежде всего в Америке (см. статью Г. Хржановски в т. III).

Адлер обладал «крупным умом, особенно склонным к умозрительным рассуждениям» (X, 94). Он создал концепцию индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда, считавшего, что внутренний мир невротического пациента, нарушающий его отношения с обществом, создается объективными событиями прошлого, которые в принципе можно выявить, Адлер утверждал, что внутренний мир индивида, оказывающий существенное влияние на его окружение, не создается в результате воздействия объективных факторов, а является исконным творением самого индивида. Направление жизни индивида, определяется не относительно объективируемыми импульсами влечений и их вынужденным или добровольным ограничением, а в высшей степени субъективными целями и ценностными установками человека.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...