2. Потенциально каждый отдельный человек является врагом культуры (XIV, 26—327). Она изобреталась и создавалась людьми взамен подавленных действий, продиктованных инстинктивными влечениями. Культура основывается на отказе от влечений и на принуждении к труду и неизбежно вызывает сопротивление у конкретного человека: культура должна защищаться от людей.

3. Культура, которой угрожает сопротивление и стремление к разрушению, делает индивидов послушными и адаптированными с помощью внешних средств принуждения. Чтобы уменьшить психическое напряжение индивида, общество задействует его в своей культуре, предоставляя коллективные фантазии-желания и их институциональные формы — религию, политические утопии, игры и тд. Таким образом, причины социального напряжения лишаются рефлексии. В результате возникают социальные культурные институты, человек психически овладевает культурой, что примиряет его с культурой и отказом от влечений, пусть даже и временно. Благодаря готовности отчасти отказаться от удовлетворения своего стремления к власти, агрессии и любви каждый индивид вносит свой вклад в общее культурное достояние. Пример; этические нормы, произведения искусства, научные достижения и покорение природы.

4. Культура возникла после убийства сыновьямиЧтца, впоследствии осознавшими свой поступок как бессмысленный и бесполезный. Смирившись, они совершили требуемый отцом отказ от влечений, который институционализировали через тотем и табу. Постепенную либидинизацию обеспечивает не приспособление, а действие. Психическим инструментом служит при этом желание. В виде внутреннего психического раздра* жителя оно связывается с внешним стимулом и воспринимается индивидом как инородное тело. Оно выходит за пределы внутреннего пространства психики и, будучи в значительной степени катектированным энергией влечений, порождает действие, которое начинается как проекция фантазии во внешний мир и может завершиться расширением мира. Согласно психоаналитической теории, социологический факт отношений между человеком, культурой и обществом можно объяснить взаимодействием динамических, экономических и топических данностей человеческий психики.

5. Требования общества сконденсированные в инстанции Сверх-Я в качестве филогенетического наследия, передаются семьей и обществом и возрождаются вновь-у каждого человека. Своими желаниями и поведением индивид может изменить принудительно воздействующие требования Сверх-Я и его ригидные содержания В своих структурах общество выступает как инструмент стабилизирующих, враждеб^: ных развитию и даже смертоносных тенденций, которым индивид из-за наличии^ у него влечения к смерти подчиняется в форме чувства вины, потребности в наказа^ нии и желания смерти. Благодаря отказу от непосредственного удовлетворения влечений он может способствовать поступательному овладению природой и либидини-зации общественных отношений, а также изменять общество.

6. Вклад Фрейда в социальную психологию характеризуется двумя моментами. Во-первых, он изобрел средство, указывающее индивиду путь реализации своих неповторимых сил и особенностей, не позволяющее «великому индивиду — обществу» приспособить индивида к себе и сделать его недееспособным. И, во-вторых, не предаваясь иллюзиям и оставляя их обществу, Фрейд показал, что, несмотря на неминуемый конец в смерти, индивид способен использовать само влечение к смерти против природной внутренней и внешней разрушительной ярости, а именно развивая и преумножая достояния культуры. Культура является оружием отдельного человека в борьбе против общества, которое хочет лишить индивида его своеобразия.

Вклад в социальную психологию представителей других психоаналитических направлений

Начиная с отхода от Фрейда Адлера среди теоретиков психоанализа, первоначально присоединявшихся к его «столпам» и придерживавшихся метапсихологической модели человека, появились аналитики, которые, изменив свои представления об отношениях между человеком, культурой и обществом, внесли существенный вклад в социальную психологию. Помимо Альфреда Адлера (см посвященные ему статьи в т. IV), мы представим работы Гарри С. Салливена, оказавшего существенное влияние на социальную психологию прежде всего в Америке (см. статью Г. Хржановски в т. III).

Адлер обладал «крупным умом, особенно склонным к умозрительным рассуждениям» (X, 94). Он создал концепцию индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда, считавшего, что внутренний мир невротического пациента, нарушающий его отношения с обществом, создается объективными событиями прошлого, которые в принципе можно выявить, Адлер утверждал, что внутренний мир индивида, оказывающий существенное влияние на его окружение, не создается в результате воздействия объективных факторов, а является исконным творением самого индивида. Направление жизни индивида, определяется не относительно объективируемыми импульсами влечений и их вынужденным или добровольным ограничением, а в высшей степени субъективными целями и ценностными установками человека.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...