Адлер объясняет человеческую природу как систему саморазвивающихся, взаимосвязанных процессов, а не в терминах строго ограниченной, хотя и по-прежнему во многом скрытой действительности, как в психоанализе. Это можно пояснить на примере чувства неполноценности. Согласно Адлеру, формирование человека представляет собой систему реакций на собственную органическую, морфологическую или функциональную неполноценность, которая проявилась уже в детстве, даже если и была совсем незначительной. «Таким образом, из конституциональной неполноценности и воздействующих сходным образом ситуаций в детском возрасте возникает чувство неполноценности, которое нуждается в компенсации в смысле повышения чувства личности. При этом чрезмерное влияние приобретает фиктивная конечная цель стремления к власти, которая поглощает все психические силы» (Adler 1928, 24). Фрейд же, наоборот, объясняет чувство неполноценности потерей любви и страхом кастрации, который реально переживался маленьким ребенком или только представлялся ему в фантазии. Комплекс ^полноценности является невротическим образованием, в нем отражаются все представления, установки и способы поведения как реакция на чувство неполноценности, воздействующее на цели индивида.

Адлер рассматривает здорового человека как живой организм, которому присущи целостность, непрерывность и социальные чувства и который воспринимает себя включенным в общество. Невротик же мотивирован трояким образом: он хочет добиться признания, сверхкомпенсировать свое чувство неполноценности и преодолеть свои женские установки с помощью «мужского протеста». В конечном счете каждый невроз развивается вследствие прорыва властолюбивых устремлений, позволяющего, однако, избежать ощущения личной неполноценности.

Во многих описаниях отношений между человеком и обществом Адлера акцент делается на агрессии. В других случаях, наоборот, становится очевидным его убеждение в том, что человек, в том числе с психотическими и психопатическими нарушениями, предпочтет быть приемлемым членом человеческого общества и ощущать себя в нем своим, чем оказаться больным. Теория Адлера повлияла на представления Курта Левина, Гордона Оллпорта, Курта Гольдштейна, Мартина Бу-бера и многих других психологов, философов и социологов.

Индивидуальная психология Адлера привела к появлению различных интересных концепций в психологии, психиатрии, социальной психиатрии и социальной психологии. Закрытость системы Адлера и его теоретические представления о возникновении неврозов стали причиной того, что разработанные им формы терапии являются гораздо менее продолжительными по времени, чем в классическом психоанализе. Индивидуальная психология вызвала не столь жесткую критику и отвержение, как психоанализ. Адлер дал немало ценных объяснений социального существования человека. Положения его теории, которые группируются вокруг понятий «верха» и «низа», могущества и неполноценности, мужского и женского, позволяют во многом обьяснить статусное мышление общества. В целом индивидуально-психологическая теория является более доступной и понятной, чем теория темных пространств и загадочного бессознательного в психоанализе, представляющего огромную силу в культурном развитии и во взаимоотношениях человека и общества. Психология Адлера с ее постоянной ориентацией на социальную систему является скорее психологией масс, чем индивидуальной психологией.

Следует добавить, что связь стремления к признанию и чувства неполноценности является социологическим фактом в понимании Дюркгейма; ибо это сочетание может быть прослежено каждым и является «более или менее твердо установленным образом действия, который . оказывает на индивида внешнее давление . и который повсеместно встречается в данном обществе, причем он обладает независимой от своих индивидуальных проявлений собственной жизнью» (Dьrkheim 1895, 114). Постулат о независимой собственной жизни, потребности в признании и чувстве неполноценное™ вплотную приблизил глубинную психологию Альфреда Адлера к социологии. Например: Кёниг, основываясь на своих исследованиях союзов между братьями и сестрами, невротизацию которых он объясняет стремлением к признанию и чувством неполноценности, указывает на значение идей Адлера для семейной социологии (Kцnig 1969,252). Маннони и Фанон, опираясь на теоретические представления Адлера, описали чувство неполноценности у негров, которое вынуждало их перенимать нормы обладающего властью большинства, в результате чего у них развивались психотические или невротические нарушения.

Адлер как создатель собственного направления имел многих последователей, повлиявших на развитие социальной психологии, таких, как Гарри С. Салливен, который также оказал глубокое воздействие на дальнейшее развитие психоаналитической теории. Он основал «Психоаналитическое общество Вашингтона» и в качестве психиатра — «Вашингтонскую школу психиатрии». Кроме того, он тесно взаимодействовал с социальными психологами, занимавшимися проблемами культуры (Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Эдвардом Сапиром, Леонардом Котреллом, Гарольдом Лэссвеллом). В результате сотрудничества с социологически ориентированными психоаналитиками Салливен отдалился от классических психоаналитических теорий, которые он отвергал прежде всего из-за их акцента на биологических и инстинктивных тенденциях. В своей теории Салливен рассматривал значение социального поля как структурирующей «питательной среды» ребенка, а также говорил о влиянии общественных отношений на развитие индивида. Созвучие с концепцией Адлера очевидно; впрочем, Салливен его и не отрицал. Адлер пытается заглянуть в будущее индивида, исходя из его целевых установок, то есть определяет его через финальность. Цели индивида влияют на ход событий в настоящем, а те в свою очередь изменяют целевые установки. В идее о социально релевантном взаимодействии в психодинамической теории Салливена можно увидеть параллели с теорией Адлера.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...