Представления Салливена приобрели еще большую популярность после приезда в 30-е годы в Америку европейских аналитиков (Карен Хорни, Эриха Фромма, Шандора Радо, Франца Александера и др.). Соприкоснувшись с культурой США, иммигранты обнаружили, что на американской почве взрастают совершенно иные личностные структуры, чем в Европе. Появившиеся сомнения и вопросы о силе или бессилии человека в борьбе с культурой изменили взгляды иммигрантов на роль влечений в целом. В результате психоаналитическая теория структуры личности оказалась поколеблена, ибо некоторые из последствий, которые приписывались инстанции Я, имели под собой общественные, экономические и политические причины. В-этом смысле гипотеза Салливена помогла внести ясность. Например: с психоаналитической точки зрения эдипов комплекс со всеми его последствиями представляет собой ядерный конфликт и присущ каждому человеку. Во вновь образованной группе аналитиков он считался лишь возможным проявлением социальной, но имеющей разные формы структуры семьи или как выражение взаимоотношения сил в тех или иных семьях. Ядерный конфликт можно распознать только в связи с особенностями родителей, социальной структурой и внешним миром.

Фактически отличие этого подхода от классической психоаналитической теории связано скорее с временной отнесенностью к возможному влиянию окружающей среды, чем с содержанием эдипова конфликта и его последствиями. Именно структурированием Сверх-Я, которое завершает эдипов конфликт и позволяет распознать соответствующие социальные влияния, Хорни и ее единомышленники объясняют различия в эдиповом развитии. Сверх-Я, представляющее собой филогенетическое наследие всех важных для существования человека запретов, формируется во взаимодействии между родителями и ребенком. Отношение отца к матери, отца к ребенку, матери к ребенку и родителей как пары к ребенку, которое в разных обществах различается, ограничивает вариативность структуры и является причиной разнообразных форм Сверх-Я в обществе.

Сверх-Я всегда выступает в качестве психического барьера, возникающего на основе ценностных суждений, бытующих в обществе, которые переходят от одного поколения к другому; его содержания существенно различаются в разные времена и в разных регионах и зависят от социальных данностей в самом широком понимании этого термина. Между тем совесть как компонент Сверх-Я, носящий отпечаток индивидуального опыта, позволяет отдельному человеку принимать решения, исходя из собственного понимания и собственных представлений, независимо от существующих в определенных регионах и в определенные времена социальных норм. Совесть индивида может освободиться от передающихся из поколения в поколение содержаний Сверх-Я и даже изменять традиционные нормы (см. статью о Сверх-Я Д. Айке в т. I). Какая доля совести отводится индивиду в структуре Сверх-Я, в свою очередь зависит от господствующих норм в обществе: авторитарные нормы ограничивают формирование совести.

В Сверх-Я человека существуют универсальные нормативные содержания, которые стабильны и всем понятны. Пример: норма не есть живое (Lincke 1971). Десять заповедей Ветхого завета также являются относительно стабильными и всем понятными содержаниями Сверх-Я у всех людей.

Вариативность образований Сверх-Я зависит также от динамического развития этой инстанции, которое протекает дискретно и скачкообразно. Сверх-Я в своих ранних ядрах возникает в период дуального союза матери и ребенка и обусловливается конституциональной слабостью ребенка, который как существо, преждевременно появившееся на свет в биологическом смысле и не ставшее пока еще социокультурным человеком, вынужден в течение нескольких лет находиться в полной зависимости и подчиняться власти своего партнера в диаде. В состоянии зависимости от матери развитие Сверх-Я представляется ребенку совершенно естественным. Этот процесс зависит от закрепленного в традиции отношения к ребенку со стороны общества и конкретной семьи. И только с восприятием разнообразных функций матери и благодаря ее различным формам поведения по отношению к другим членам семьи, прежде всего к отцу, ранние ядра Сверх-Я начинают дифференцироваться и приобретается некоторая толерантность к фиксированным содержаниям Сверх-Я. Именно этот в высшей степени сложный и изменчивый процесс и называется эдиповым'комплексом Эдипова проблематика позволяет ребенку воспринять и проверить латентную структуру Сверх-Я своей семьи.

Эти представления о возникновении и воздействии Сверх-Я, появившиеся в 20-е и 30-е годы (Klein 1928, Ferenczi 1925, Fenichel 1938), бурно обсуждались в психоаналитической литературе. Что думали Салливен и его единомышленники по поводу изменившихся идей о гибкости Сверх-Я, неизвестно.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...