Научную ориентацию Салливена наряду с акцентом на социально-психологических и социально-психиатрических категориях характеризует его потребность в верификации научных концепций. Разработанная Фрейдом психоаналитическая теория влечения: к смерти, которую нельзя доказать экспериментально, послужила для Салливена толчком ктому, чтобы отделить свои концепции от концепций психоанализа и свести их к доступным наблюдению фактам Например: Салливен полагает, что решить, как возникает агрессия — в качестве деривата влечения к смерти или в качестве реакции на факторы внешней среды, — невозможно. Скептическая и критическая постановка вопроса Салливена привела к появлению разного рода индивидуально-психологических и социально-психологических исследований (Dollard 1939, Plaget 1927, Gesell 1940,1946 и др.) и к продолжающейся поныне полемике относительно психоаналитической теории влечения к смерти. Такое же воздействие оказали его исследовательские подходы и на пси-i хиатрию. По мнению Салливена, человек может сообщить о своем внутреннем мире только с помощью слов и понятий, которыми пользуются также другие люди. Посколь*ку такую взаимосвязь нескольких человек одновременно исследовать трудно, он обра?; тился к изучению процессов взаимодействия между двумя людьми. Как психиатр Салливен располагал в качестве материала прежде всего трансакциями между терапевтоми пациентом Но эти данные нельзя было сразу переносить на другие сферы взаимоотношений. Использование его подхода затруднялось системой понятий, где трудно было* не преступить границы их применения. Несмотря на это, теории Салливена были подхвачены американскими социальными психологами, которые в соответствии со свое»: традицией подвергли их проверке в эмпирических исследованиях В целом эти идеи по* лучили признание. В настоящее время трудно себе представить исследование шизофре^ нии в Америке без влияния концепции Салливена.

К немецкой социологии и социальной психологии этот факт не относится. В из-; ложении Ангером социальной психологии (Anger 1965) Салливен упомянут лигш* мельком, равно как Хорни, Фромм и Александер. В словаре Фишера по социологи^ Фромм упоминается только как контент-аналитик в рубрике под названием «Массовая*;

коммуникация». Салливен, Хорни и Александер вообще не упоминаются. То же самое относится к «Руководству по эмпирической социологии» (1958). Это можно пояснить на примере центрального понятия в концепции Салливена — «tenderness». Согласно Салливену, «tenderness» управляет социальным поведением человека. «Tenderness» связана с восприятием и не зависит от удовлетворения инстинкта самосохранения. «Tenderness» как социальное поведение должна быть универсальным явлением для человечества; указывающее на цель значение слова очевидно.

Поэтому мы переводим «tenderness» как «восприимчивость», а не как «нежность». Понятие «нежность» используется Фрейдом в противоположность «чувственности» и тесно связано с первой формой отношений любви. Нежность существует между двумя людьми и является предварительной фазой симбиотического объединения или его субститутом. «Tenderness», или «восприимчивость», обостряет восприятие различий в возможных формах поведения индивидов, причем в тонких градациях. Приведем некоторые из теоретических постулатов Салливена.

1. Биологический постулат: как биологическое существо человек отличается от всех других существ зависимостью от культуры, которая в свою очередь отличается от стадного или группового поведения животных. Общественное развитие человека является функцией его психических и физиологических свойств. Социабиль-ность определяется способностью человека к восприимчивости. Она расширяет социальное восприятие и интеллект, порождает интерес к самым разным формам человеческого поведения и обеспечивает более высокую степень свободы по отношению к застою, тревоге и предрассудкам

2. Человеческий постулат «У человека преобладают человеческие качества, а не какие-либо другие» (Sullivan 1964). Это означает, что человек в своих действиях ведет себя не столько как животное, сколько как человек. Даже самое аномальное поведение человека следует понимать в сравнении с человеческим поведением, а не с поведением животного. Этим постулатом Салливен развенчал миф об инстинктивности поступков и наследственной отягощенности у людей с отклоняющимся поведением. Он говорит о необходимости дифференцирующего восприятия филогенетической зависимости человека и исследованиях поведения, но не в ущерб этологическим исследованиям

3. Восприимчивость представляет собой возможность, которая развивается только в интерперсональных отношениях. Она отнюдь не является качеством, данным Богом. Салливен говорит: «Активность ребенка, возникающая из напряжения потребностей, создает у матери напряжение, которое ощущается ею как восприимчивость» (Sullivan 1962).

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...