4. Напряжение, исходящее от потребностей, возникает также вследствие тревоги. Любое такое напряжение усиливает восприимчивость матери, а потому тревога ребенка также повышает способности матери. Это ведет к другому постулату Салливена о том, что тревога не всегда является дезинтегрирующим фактором. Именно этот постулат Салливена повлиял на работы Рене Шпица (Spitz 1960) и Гарри Харлоффа (Harloff 1958). Близость этой теории к теориям Бенедек (Benedek 1960), Кляйн (Klein 1937), ференци (Ferenczi 1924), Алисы Балинт (A. Balint 1931) и Микаэла Балинта (M. Balint 1952) очевидна.

Заключительные замечания

Говорить о плодотворной полемике между представителями социологической, социально-психологической и психоаналитической теории, даже если приобщить направления, отличные от классического психоанализа, едва ли возможно. В социологии, прежде всего в немецкоязычной, можно отметить разве что критические рассуждения и заимствование отдельных психоаналитических идей. Во франкоязычном пространстве эта взаимосвязь выражена несколько больше. Представители разных психоаналитических школ сделали рад попыток начать такую полемику (Hartmann 1927, Reich 1936, Bernfeld 1929, Rapaport 1957).

Общедоступное и важное для социальной психологии изложение психоаналитических взглядов на психосоциальное развитие человека можно найти в работе Эрик-сона «Проблема идентичности» (Erikson 1956). Он описал развитие «идентичности Я» как точку кристаллизации бесчисленных конфликтов между развитием влечений индивида и требованиями внешнего мира, которое протекает по фазам параллельно с физическим созреванием Идентичность основывается на двух предпосылках: бесспорном и постоянном восприятии человеком себя как личности в ее своеобразии и одновременном восприятии этого своеобразия внешним миром.

В психофизическом отношении различные процессы развития человека можно проследить от первого года жизни до пожилого возраста. Работа Эриксона дала импульс — ощущаемый и по сей день — для понимания не только раннего детства, но и пожилого возраста.

Психосоциальные динамические процессы получили принципиальное объяснение благодаря изучению групп; наряду с работами Морено, Фоулкса и Биона на развитие социальной психологии сильнейшее влияние оказали проведенные сотрудниками Тэвистокской клиники в Лондоне и многими американскими авторами организационные исследования, явившиеся продолжением изучения групп. Организации людей, в основе которых лежат психофизические данности, тем не менее являются не биологическими организациями, а социальными изобретениями; они создают социальную реальность, на которую человек реагирует как организация, но вместе с тем и как индивид. Пониманием того, что организации являются могущественными партнерами индивида, но не оказывают универсального воздействия на всех людей и могут испытывать на себе влияние индивида и изменяться, мы обязаны перечисленным выше исследователям и их работам, в которых подчеркивается теснейшая связь с психоанализом.

Не так давно Александр Мичерлих (Mitscherlich 1971) и Эрих Фромм (Fromm 1970) приступили к междисциплинарному исследованию на стыке социологии и психоанализа. В психоаналитическом отделении Кёльнского института социологии с помощью «социального анализа» (см. статью Ф. фон Боксберга в этом томе) мы попытались разобраться в отношениях между социологической, социально-психологической и психоаналитической теорией и практикой.

ПРИМЕР РАБОТЫ ПСИХОАНАЛИЗА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ: РАННИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Введение

Вплоть до недавнего времени развитие ребенка едва ли вызывало интерес со стороны общества. Даже просветители здесь потерпели фиаско. Мы можем выделить три основные причины пробудившегося в XVIII веке интереса к развитию человека в детстве: сочинение Жана-Жака Руссо «Эмиль» (Rousseau 1762), французская и американская революции и как следствие большая человечность по отношению к изгоям общества, к которым принадлежали дети, а также преступники, душевнобольные и рабы, и, наконец, первый крупный опрос многих тысяч родителей,

проведенный Стэнли Холлом в 1880 году. Результаты анкетирования были статистически обработаны и опубликованы.

В 1900 году шведский социолог Кай, известный борец за эмансипацию женщин, предположил, что XX век будет веком ребенка. Что касается социологии, криминологии и психоанализа, то он вряд ли мог бы предсказать что-нибудь более верное. Приведем некоторые даты.

1905 год: тест интеллекта для детей Бине-Симона. С помощью этого теста определялся социальный интеллект ребенка и его значение.

1915 год: публикация Чикагским институтом исследования юношеской психопатии материала о делинквентных детях под названием «Индивидуальная делинквентность».

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Последователи Фрейда
...