1916 год: адаптация Терманом теста Бине-Симона для географических и этнографических условий Америки.

Интерес к «проблемным детям» все более возрастал; в результате стали появляться консультационные центры для детей и подростков, что привело к осознанию непростого положения ребенка, Разъяснение состояния зависимости и беспомощности детей должно было прежде всего служить их защите перед взрослыми. Со времени публикации книги Хомбургера (известного в дальнейшем как Эриксон) о психопатологии маленького ребенка (Homburger 1926) в детской психиатрии возникло особое направление Терман написал первый учебник по детской психиатрии (Теппап 1934). В 1937 году он был дополнен и переведен на английский язык Кэннером В 30-е—40-е годы исследования в рамках детской психиатрии проводились во всем мире, в том числе и в России. Особенно важными были работы Десперта (Despert 1938), Кэннера (Kanner 1944) и Бендер (Bender 1942), посвященные детскому аутизму, и работа Малер о симбиоти-ческих психозах (Mahler 1951). В дальнейшем.эти исследования легли в основу представлений психиатров о возникновении психозов у взрослых.

Ранние социальные отношения как тема психоанализа

До определенного времени исследователи не уделяли особого внимания социальным отношениям ребенка Поворотный момент во всей ситуации с пониманием ранних социальных отношений детей наступил благодаря исследованиям Рене Шпица Ему принадлежат понятия аналитической депрессии и госпитализма (Spitz 1945). С этого времени стали проводиться комплексные психоаналитические и социально-психологические, этологические и криминологические исследования с целью раскрытия ранних социальных отношений ребенка. Представления Фрейда о решающем значении первых лет в жизни ребенка нашли полное подтверждение. Примечательно, что Шпиц (Spitz 1945) и Гольдфарб (Goldfarb 1943) в своих исследованиях детских «объектных отношений» исходили из нарушений у детей, живших в детских учреждениях, а не в семьях. Пожалуй, это позволило устранить сопротивление общества открытиям психоанализа, связанным с маленькими детьми, и тем самым наконец была разрушена идеология «счастливой семьи».

Психоанализу это не удалось, хотя начиная уже с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд пытался теоретически объяснить развитие нормального ребенка и его отношения в семье. Фрейд ссылался на публикацию работы Лин-днера 1879 года о сосании пальца (V, 80), который говорил об эротическом характере этой «дурной привычки» и описал постепенный переход от сосания к детскому онанизму. И все же именно Фрейд стал известен как первооткрыватель детской сексуальности и подвергся из-за этого резкой критике. В истории психоанализа ничего не вызывало столь громкого возмущения и злобы, насмешек и препятствий к проведению исследований, как психоаналитические представления о маленьком ребенке и его ранней сексуальности. Психоаналитические представления о существующей с раннего возраста и порой чуть ли не самоубийственной деструктивности (маразме) отвергаются и поныне.

В последующем описании ранних социальных отношений ребенка у нас есть возможность процитировать лишь нескольких авторов и указать только на некоторые поворотные пункты в развитии анализа детей и младенцев (см. статью И. Шторка в этом томе). Все ведущие аналитики проявляли большой интерес к развитию ребенка; так, например, в первом томе «Международного журнала медицинского психоанализа» (1913), котооый являлся официальным органом Международного психоаналитического объединения, семнадцать статей аналитиков были посвящены теме «Об инфантильной психической жизни»; их авторами наряду с Фрейдом являются Ференци, Абрахам, Джонс и Ранк. В этом томе представлены также работы теоретиков психоанализа, среди них Фенихёля, Федерна, Иекельса и Tay ска, которые до 30-х годов постоянно приводили все новые примеры теории и практики детского анализа. Эти психоаналитики понимали, что, зная закономерности детского развития, они смогут объяснить возникновение неврозов и психозов.

Кардинальное изменение в психоаналитических представлениях о детском развитии произошло в середине 20-х годов благодаря работам Анны Фрейд и Мелани Кляйн. В 30-е годы, основываясь на идеях Ференци, венгерские психоаналитики Алиса и Микаэл Балинты, а также Имре Германн приступили к изучению развития отношения ребенка к своему окружению. Сам Фрейд опубликовал несколько статей о детской сексуальности, а в 1909 году впервые дал описание детского анализа, фобии пятилетнего мальчика. Эссе «Введение в нарциссизм» (1914) вызвало непрекращающиеся и по сей день теоретические дискуссии по проблеме детского развития и позволило сделать ряд важных научных выводов.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...