1916 год: адаптация Терманом теста Бине-Симона для географических и этнографических условий Америки.

Интерес к «проблемным детям» все более возрастал; в результате стали появляться консультационные центры для детей и подростков, что привело к осознанию непростого положения ребенка, Разъяснение состояния зависимости и беспомощности детей должно было прежде всего служить их защите перед взрослыми. Со времени публикации книги Хомбургера (известного в дальнейшем как Эриксон) о психопатологии маленького ребенка (Homburger 1926) в детской психиатрии возникло особое направление Терман написал первый учебник по детской психиатрии (Теппап 1934). В 1937 году он был дополнен и переведен на английский язык Кэннером В 30-е—40-е годы исследования в рамках детской психиатрии проводились во всем мире, в том числе и в России. Особенно важными были работы Десперта (Despert 1938), Кэннера (Kanner 1944) и Бендер (Bender 1942), посвященные детскому аутизму, и работа Малер о симбиоти-ческих психозах (Mahler 1951). В дальнейшем.эти исследования легли в основу представлений психиатров о возникновении психозов у взрослых.

Ранние социальные отношения как тема психоанализа

До определенного времени исследователи не уделяли особого внимания социальным отношениям ребенка Поворотный момент во всей ситуации с пониманием ранних социальных отношений детей наступил благодаря исследованиям Рене Шпица Ему принадлежат понятия аналитической депрессии и госпитализма (Spitz 1945). С этого времени стали проводиться комплексные психоаналитические и социально-психологические, этологические и криминологические исследования с целью раскрытия ранних социальных отношений ребенка. Представления Фрейда о решающем значении первых лет в жизни ребенка нашли полное подтверждение. Примечательно, что Шпиц (Spitz 1945) и Гольдфарб (Goldfarb 1943) в своих исследованиях детских «объектных отношений» исходили из нарушений у детей, живших в детских учреждениях, а не в семьях. Пожалуй, это позволило устранить сопротивление общества открытиям психоанализа, связанным с маленькими детьми, и тем самым наконец была разрушена идеология «счастливой семьи».

Психоанализу это не удалось, хотя начиная уже с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд пытался теоретически объяснить развитие нормального ребенка и его отношения в семье. Фрейд ссылался на публикацию работы Лин-днера 1879 года о сосании пальца (V, 80), который говорил об эротическом характере этой «дурной привычки» и описал постепенный переход от сосания к детскому онанизму. И все же именно Фрейд стал известен как первооткрыватель детской сексуальности и подвергся из-за этого резкой критике. В истории психоанализа ничего не вызывало столь громкого возмущения и злобы, насмешек и препятствий к проведению исследований, как психоаналитические представления о маленьком ребенке и его ранней сексуальности. Психоаналитические представления о существующей с раннего возраста и порой чуть ли не самоубийственной деструктивности (маразме) отвергаются и поныне.

В последующем описании ранних социальных отношений ребенка у нас есть возможность процитировать лишь нескольких авторов и указать только на некоторые поворотные пункты в развитии анализа детей и младенцев (см. статью И. Шторка в этом томе). Все ведущие аналитики проявляли большой интерес к развитию ребенка; так, например, в первом томе «Международного журнала медицинского психоанализа» (1913), котооый являлся официальным органом Международного психоаналитического объединения, семнадцать статей аналитиков были посвящены теме «Об инфантильной психической жизни»; их авторами наряду с Фрейдом являются Ференци, Абрахам, Джонс и Ранк. В этом томе представлены также работы теоретиков психоанализа, среди них Фенихёля, Федерна, Иекельса и Tay ска, которые до 30-х годов постоянно приводили все новые примеры теории и практики детского анализа. Эти психоаналитики понимали, что, зная закономерности детского развития, они смогут объяснить возникновение неврозов и психозов.

Кардинальное изменение в психоаналитических представлениях о детском развитии произошло в середине 20-х годов благодаря работам Анны Фрейд и Мелани Кляйн. В 30-е годы, основываясь на идеях Ференци, венгерские психоаналитики Алиса и Микаэл Балинты, а также Имре Германн приступили к изучению развития отношения ребенка к своему окружению. Сам Фрейд опубликовал несколько статей о детской сексуальности, а в 1909 году впервые дал описание детского анализа, фобии пятилетнего мальчика. Эссе «Введение в нарциссизм» (1914) вызвало непрекращающиеся и по сей день теоретические дискуссии по проблеме детского развития и позволило сделать ряд важных научных выводов.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...