В 50-е годы значительный вклад в исследование ранних социальных отношений внесли Винникотт (Winnicott 1951) и Боулби (Bowlby 1951,1954). Винникотт открыл феномен «переходного объекта», который является продуктом ребенка и представляет собой замену не всегда находящейся рядом матери. Боулби разработал филогенетическую концепцию развития социального поведения человека, истоки которого можно обнаружить в младенческом возрасте. Он придавал центральное значение в построении первых социальных отношений улыбке младенца как проявлению инстинктивного поведения. Улыбка вызывает положительные эмоции у окружения. Тем самым повышаются шансы ребенка выжить. Боулби утверждает, что в истории развития человечества улыбка могла быть фактором отбора и что дети, у которых эта улыбка отсутствует, характеризуются более высоким уровнем смертности. Появление улыбки как ответа на схему глаза—нес—лицо приходится на критический период в развитии младенца (на четвертую-восьмую неделю). Оно должно сопровождаться позитивной реакцией взрослых, позво;«яющей по мере развития способности ребенка к восприятию редуцировать усиливающиеся приступы страха. Боулби предположил, что в детском развитии существуют и другие паттерны инстинктивного поведения, аналогичные улыбке, которые нам пока еще неизвестны.

До сегодняшнего дня лондонской гдзуппой во главе с Анной Фрейд в журнале «The Study of the Child» постоянно публикуются исследования детских форм поведения. В завершение отметим работу психоаналитического отделения Кёльнского научно-исследовательского института социологии, распространившего свою исследовательскую деятельность в области психоанализа и социологии на биологию, физиологию и эмбриологию.

Ранние социальные отношения в развитии плода и маленького ребенка

С 1905 года, года публикации «Трех очерков по теории сексуальности» Фрейда, мнение о силах, формирующих ребенка в процессе его развития, часто менялось. В разные времена и разными исследовательскими группами основной акцент делался на различных причинах: основная ответственность за развитие ребенка возлагалась то на наследственность, то на родителей, то на школу, то на общественные нормы и дух времени. Точно так же различались представления о том, насколько устойчива структура личности у ребенка и с какого момента она подвержена влиянию со стороны окружения, то есть с какого времени окружающие люди становятся ответственными за развитие ребенка. В исследованиях Кельнского психоаналитического института мы не встретили публикаций, в которых бы изучалось влияние окружения на внутриутробное психическое развитие. И тем не менее еще в1933 году Фрейд указывал на имеющиеся у ребенка следы памяти о внутриутробном существовании, а до него об этом писали Абрахам (Abraham 1923) и Мелани Кляйн (Klein 1929). Фрейд говорит о них мимоходом, описывая работу сновидения в случае абстрактных понятий, и это свидетельствует о том, что наличие внутриутробных переживаний не подвергалось с его стороны никаким сомнениям.

В лекции под названием «Пересмотр теории сновидений» Фрейд дает интерпретацию сна одной молодой девушки, которая входит в большой зал и видит там какого-то человека. Образ повторяется шесть, восемь и более раз, но каждый раз это оказывается ее отец. Косвенным путем выясняется, что это помещение представляет собой утробу матери. Это позволяет Фрейду дать следующую интерпретацию: «Сновидение является равнозначным хорошо известной нам фантазии девушки, которой кажется, что уже во В1гутриутробной жизни она встречалась с отцом, когда он во время беременности наведывался в тело матери- Множественность персоны отца может означать только то, что данный процесс случался неоднократно» (XV, 26).

Чем лучше мы понимаем психические явления, сопровождающие эмбриональные процессы, тем яснее становится нам, что наряду с физическим развитием в это время ребенок с особой остротой переживает ни с чем не сравнимый процесс психического развития. Плод получает знание об эмбриональном периоде от матери благодаря особенностям ее движений, ее голосу и ее аффективным процессам Мы можем сослаться на результаты исследования Томатиса (Tomatis 1973), который пытается лечить ле-гастению посредством конфронтации труднообучаемого ребенка с воспринимавшимся им в эмбриональный период голосом матери. Томатис в течение длительного времени снова и снова заставляет прослушивать ребенка соответствующие модуляции голоса матери, сопровождая это другими видами терапии.

Наряду с такого рода восприятием матери у ребенка обычно имеется еще одно особое переживание; оно связано с ощущением отцовского пениса и прежде всего с оргазмом матери. Плод воспринимает возникающие во время коитуса пароксизмальные процессы, связанные сначала с возрастанием, а затем ослаблением возбуждения матери. Как утверждают аналитики кёльнской группы, основываясь на данных детского анализа, соприкосновение пениса с плодом оставляет следы памяти о притеснении, давлении, беспокойстве, а конечная разрядка, вероятно, переживается с упоением. Повторение и нерегулярность переживания вызывают ощущение, которое мы в своей рабочей группе назвали «любопытство», когда ребенком впервые переживается пространственное распространение психических функций на внешний мир (Meistermann-Seeger 1969). Здесь создаются прототипы «притеснения» и «познавательного влечения». ^Познавательное влечение» определяется Фрейдом как сублимированный, поднявшийся в интеллектуальную область отросток влечения к овладению (VIII, 450). С оргазмом матери плоду передается огромное возбуждение и вихреобразное проявление энергии.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...