Очень важно, достигает ли мать оргазма: фригидная женщина не может полностью передать эту последовательность ощущений, и в результате в психическом развитии плода возникают первые дыры. С достаточной степенью уверенности можно предположить, что у ребенка имеются наготове филогенетически сформировавшиеся функции, которые начинают развиваться благодаря переживанию материнского оргазма, и что вообще все психические импульсы матери влияют на функциональное развитие эмбриона.

Блехшмидт (Blechschmidt 1960) привел примеры такого неправильного развития. Развивающие движения эмбриона являются предшественниками и подготовительными формами органических функций родившегося человека. Органы и функции соотносятся друг с другом, и одни объясняются через другие. Например: процесс развития ноги происходит в форме двихсений, аналогичных движениям при ходьбе; у плода, который в своем развитии отклоняется от этой последовательности, после рождения обнаружатся специфические нарушения функций ходьбы.

Из детского анализа теперь мы знаем, что дети воспринимают психические функции как связанные с функциями органов: благополучные и неблагополучные отношения с родителями и отношения родителей между собой представляются в частях тела. Лети могут непосредственно осмыслять индивидуальные и социальные процессы в «функциях органов».

После открытия кинетически-анатомически ч развивающих движений у эмбриона Г. Й. Берк (Berk 1972) выдвинул несколько гипотез, например: возможно ли, чтобы эмбриональная психика основывалась на тех же двигательных процессах, которые известны из описания эмбриональных, соматических развивающих движений?

Изъяны в психическом развитии плода, во всяком случае основные, возникают вследствие недостаточных отношений с матерью. В соответствии с родовым паттерном мы называем возникновение этих изъянов или пробелов «усыханием». То, что у каждого человека не реализуются все шансы и возможности развития, — явление нормальное и неизбежное. Ни одна мать не может сделать доступными для ребенка все функциональные возможности, вытекающие из его индивидуальных особенностей. Гловер (Glover 1968) указывал на пробелы, вызванные неправильным поведением матери в ответ на улыбку ребенка, а Анна Фрейд отмечала в докладе 1965 года, что вначале младенец не обращается к матери как целостному объекту и ориентируется на ее «части», главным образом на те, что принимают форму функций (A. Freud 1965). Дело в том, что в силу конституциональных особенностей ребенка у него всегда развиваются функции, которые он не может катектировать в отношениях с матерью и во взаимодействии с ее особенностями. «Усыхание» функций, обусловленное особенностями матери и ребенка, приводит к появлению у ребенка ощущения изъяна. Этот изъян как базисный паттерн становится причиной материнской ненависти, которая, несмотря на то, что представляет собой повсеместное явление, полностью отрицается обществом. Взаимосвязь между возникновением изьяна и ненавистью со стороны матери нам удалось подтвердить в ходе аналитической работы с детьми разного возраста.

Таким образом возникает «базисное нарушение», трещина в кристалле, как называл этот процесс Балинт (см статью М. Хоффмайстер в т. III). Присущее матери базисное нарушение актуализируется беременностью и ведет к появлению у ребенка пробелов и изъянов, поскольку отношение матери к плоду и к ребенку, а также отношение отца к матери определяется прошлым родителей, когда они были детьми, и настоящим опытом беременности в рамках семьи. Из этого опыта у матери и отца возникают новые представления о себе, которые управляют антиципацией детского развития. Возможны два направления в развитии: еще до рождения ребенок антиципируется оживлением раннедетского и внутриутробного опыта родителей как собственное, хорошее «я», как надежда на самореализацию родителей. ]4лиже он представляется в фантазии как соперник, как снижение собственных возможностей. Эти в значительной степени бессознательные представления крайне важны. Они отчетливо проявляются в фантазиях об изгнании, которые имеются у многих будущих родителей. Они дают ощущения власти и бессилия, поскольку от родителей зависит — во всяком случае в первые месяцы беременности, — оставят они его жить или дадут умереть. Этим ранним бессознательным представлениям, во время беременности соответствуют более поздние представления родителей о своих новых функциях после родов матери.

Трехсторонняя ситуация перед рождением ребенка представляет собой наиболее ранние социальные отношения, и она образует паттерн, направляющий дальнейшее эдипово развитие ребенка; точно так же эти трехсторонние отношения воздействуют на формы поведения в последующих общественно релевантных трехсторонних отношениях, в школе или в профессиональной деятельности. Паттерн трехсторонних отношений, называемый в психоанализе «эдиповым» отношением (см. статью об эдиповом комплексе Г. Штольце в т. I), воспроизводится в обращении не только с людьми, но и с предметами, с учебным материалом, с продуктами жизнедеятельности и т.д. Балинт описал распространение, эдипова паттерна на другие возможные сферы жизни (Balint 1958).

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...